Легенда гласит, что художник писал« Плачущего мальчика» с собственного сына. И поскольку малыш никак не мог плакать по заказу, отец зажигал перед его лицом спички — мальчик панически боялся огня. Якобы однажды ребенок не выдержал и крикнул: «Гори ты сам!» И проклятье сработало: картина была закончена, а через две недели ребенок в буквальном смысле« сгорел» от пневмонии. Через некоторое время сгорела мастерская художника. Вместе с самим художником.

На самом деле никаких исторических подтверждений этой легенды не существует. Бруно Амадио, известный под псевдонимом Браголин, мирно скончался 22 сентября 1981 в возрасте 70 лет. О том, кто именно позировал художнику для этой картины, ничего не известно. Зато известно, что в домах, украшенных репродукциями этой картины, часто случаются пожары. При этом сами репродукции не горят. В середине 80-х годов расследованием этой загадки занялась британская газета The Sun: была выпущена статья о семье погорельцев, утверждавших, что в страшном пожаре не уцелела ни одна вещь, кроме репродукции этой картины. Читатели начали присылать в газету истории об аналогичных случаях. Может быть, эта история так и осталась бы городской легендой, если бы вскоре не случился еще один пожар. На пепелище нашли еще одного« Плачущего мальчика» — совершенно неповрежденного. После этого редакция объявила акцию массового сожжения репродукций — для избавления от проклятья. Судя по всему, это помогло. Во всяком случае, новостей об огненных слезах плачущего мальчика с тех пор больше не было.

Клод Моне. Водяные лилии


Популярное

А вот водяные лилии кисти французского импрессиониста Клода Моне действительно пожароопасны, это не легенда. Картина« подожгла» несколько домов и музеев. Первым пострадавшим оказался сам живописец — вскоре после окончания работы над картиной мастерская Моне загорелась по необъяснимым причинам. Сами« Лилии» не пострадали. Позже картину приобрели для известного кабаре на Монмартре — через несколько недель оно сгорело дотла. Картина вновь не пострадала, и ее новым владельцем стал французский коллекционер Отто Шмидц. Через год в его доме начался пожар, и, несмотря на усилия огнеборцев, уцелела только одна стена. Та самая, на которой висели« Лилии». Картину стали считать проклятой, и она перекочевала из частных коллекций в музей современных искусств в Нью-Йорке. Вскоре после этого, в 1958 году, в музее случился пожар. В огне погиб один из сотрудников музея.

Билл Стоунхем. Руки сопротивляются ему

Американский художник-сюрреалист Билл Стоунхем написал эту картину с не самого удачного, но вполне невинного фото, на котором запечатлен он сам со своей младшей сестрой. На фотографии не было ровным счетом ничего зловещего, а вот на картине девочка превратилась в куклу, а мирный пейзаж за спинами детей — в стеклянную дверь, к которой прижаты детские ладони. По словам художника, стеклянная дверь — это барьер, разделяющий реальный мир и мир снов, а кукла — проводник в мир снов. Может быть, задумка и была таковой, но в итоге сама картина оказалась проводником в мир безумия.

Первым человеком, который увидел картину, а заодно и ее первой жертвой стал искусствовед и владелец Лос-Анджелес Таймс: почти сразу после знакомства с картиной мужчина скончался. Затем картину приобрел актер Джон Марли — и вскоре после этого умер во время операции на сердце. После этого картина совершенно непонятным образом оказалась на свалке, где ее нашел некий мужчина и решил украсить этим полотном свой дом. В первую же ночь после этого его четырехлетняя дочь прибежала в родительскую спальню в слезах: по ее словам, дети на картине дрались. На следующую ночь все повторилось, только теперь дети стояли за дверью. Новый владелец поспешил избавиться от картины, и она была продана на интернет-аукционе eBay за тысячу долларов. Новый владелец разместил картину в своей художественной галерее, но вскоре стал получать письма с требованиями ее уничтожить. Посетители жаловались, что картина доводит их до панических атак, спутанности сознания и даже до сердечных приступов.

Питер Брейгель старший. Поклонение волхвов

Деву Марию Брейгель писал со своей кузины. Увы, натурщица художника в жизни на деву Марию ничем не походила — несчастная женщина была бесплодна, а потому часто подвергалась избиениям со стороны мужа. И ее же обвинили в том, что она« заразила» картину: в доме, в который попадало это полотно, переставали рождаться дети. Четырежды картина попадала в частные коллекции, и четырежды делала бесплодными своих владельцев. В 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен — счастливый отец троих детей, которого проклятие картины, естественно, не пугало.

Диего Веласкес. Венера с зеркалом


Это зловещее полотно приносило несчастья своим владельцам на протяжении столетий и успокоилось лишь после того, как его проткнули ножом. Первой жертвой стал испанский купец — вскоре после покупки картины он разорился и был вынужден распродать все имущество. Новый хозяин картины владел богатыми складами в порту, и его благосостоянию ничто не угрожало. Кроме молнии, которая однажды ночью ударила прямо в склады, и начавшийся пожар сжег их дотла. И вновь хозяин картины разорен, и вновь полотно выставлено на аукционе. Картину купил еще один состоятельный господин, но, к несчастью, не разорился: через три дня в его дом проникли грабители и зарезали хозяина. И только в 1906 году картина перестала убивать: «Венеру с зеркалом» приобрели для Лондонской галереи, но демонстрировали картину недолго. Суфражистка Мери Ричардсон посчитала, что« проклятое полотно» нельзя демонстрировать в галерее, потому что оно унижает достоинство женщин, и изрезала картину ножом. Восстановленная« Венера», кажется, утратила свой злой нрав после этого происшествия.

Иван Крамской. Неизвестная


Картина сама по себе является загадкой: никто из современников Крамского так и не угадал, кого написал художник — женщина на картине всем казалась смутно знакомой, но никто не мог вспомнить, где же встречал« Неизвестную». Художник же на все расспросы отвечал таинственной улыбкой. А вот картина если и улыбалась своим владельцам, то разве что зловеще. Третьяков отказался покупать полотно для своей галереи, и картина перешла к частному владельцу. Вскоре от него ушла жена, и брошенный муж поспешил избавиться от портрета. Второй владелец картины потерял не жену, а дом — здание сгорело, но картина уцелела и перешла к третьему владельцу. Вскоре тот разорился. Несчастья не обошли стороной и самого Крамского: спустя год после написания картины художник потерял двоих сыновей. Картину же увезли из страны, но и там новых владельцев преследовали несчастья. Лишь в 1925 году полотно заняло, наконец, место в Третьяковской галерее и с тех пор перестало приносить несчастья.

Эдвард Мунк. Крик

Сам художник говорил о своей самой знаменитой картине так:

Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось. Неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.

Но фигура кричащего и ужас на его лице скорее наводят на мысли о смертельной агонии, а не о природе. Картина пугает одним своим видом, но, увы, этим ее проклятие не исчерпывается.

Один из служащих музея, в котором хранится« Крик», однажды уронил картину. Вскоре после этого несчастного стали мучить сильные головные боли. Нестерпимые мигрени вскоре довели его до самоубийства. Другой работник музея уронил картину во время смены экспозиции. Вскоре после этого он попал в страшную автомобильную аварию. Посетитель музея, который решил незаметно потрогать картину, неделю спустя заживо сгорел в собственном доме. Проклятое полотно не пощадило даже собственного творца: Эдвард Мунк пережил тяжелый нервный срыв, вследствие чего ему пришлось пройти лечение электрошоком. Художник скончался в возрасте 81 года, оставив в дар родному городу несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей. Но «Крик» затмил их все.

Данная история примечательна тем, что число очевидцев и свидетелей исчислялось сотнями человек. Получила она название «Плачущий мальчик» по одной из картин испанского художника Бруно Амадио (1911-1981), также известный как Джованни Браголин.

В своё время он написал целую серию картин, на каждой из которых изобразил плачущего ребёнка. Знающие люди говорили, что это лица детей из детского дома, который сгорел во время войны.
Творения Браголина нравились ценителям живописи. Картин насчитывалось 65. С них были сделаны репродукции и проданы по всему миру. На вырученные деньги художник смог спокойно жить в Венеции, а изображения плачущих детей оказались в домах и квартирах тысяч людей. И всё было бы ничего, но летом 1985 года в Великобритании произошёл странный случай.


В графстве Южный Йоркшир, что в северной части Англии, жила почтенная пара Рона и Мэй Халлоуи. В начале июня упомянутого года в их доме случился пожар. Сгорело всё, обрушилась даже крыша, остались только стены. А на одной из них висела абсолютно неповреждённая и даже не покрытая копотью репродукция «Плачущего мальчика». Семья купила её ещё в 1972 году, будучи в Италии.


Члены семейства не были убиты горем, так как недвижимость и имущество были застрахованы, но сам факт, что картина уцелела среди пепелища, вызывал удивление. Через некоторое время произошёл ещё ряд пожаров в городе Ротереме. Все они были большой силы и безжалостно уничтожили жилища людей. Объединяло их то, что во всех домах и квартирах осталась целой картина, изображающая несчастного мальчика с залитым слезами лицом. Причём, это был один и тот же ребёнок, а художник, как было сказано выше, изобразил 65 плачущих лиц мальчиков и девочек.


Заметил эту странную закономерность пожарный Питер Халл. Его слова подтвердил другой пожарный по имени Алан Уилкинсон. Данное заявление вызвало интерес у журналистов газеты «The Sun» - таблоида с ежедневным тиражом 2 млн. 800 тыс. экземпляров.
Редактор газеты Кельвин Маккензи почувствовал сенсацию и решил более досконально изучить вопрос, связанный с репродукциями картин «Плачущий мальчик». По его заданию журналисты побывали в нескольких городах Северной Англии и выяснили, что подобные возгорания наблюдаются уже на протяжении несколько месяцев. Они вызывают серьёзную озабоченность у страховых компаний, так как регулярно приходится выплачивать огромные денежные суммы пострадавшим.

На всех пепелищах находят одно и то же заплаканное лицо ребёнка. Репродукции же с другими лицами никакой угрозы для людей и их жилищ не представляют. Отсюда следовал вывод: жители Англии столкнулись с поразительным мистическим явлением.
4 сентября 1985 года вышел очередной утренний выпуск «The Sun». На первой полосе красовалась статья под названием «Проклятие плачущего мальчика». За день её прочитало более 7 млн. человек. А на следующий день в редакцию валом пошёл поток писем, а телефоны звонили, не переставая. Люди из разных уголков Англии стремились рассказать свои истории. Все они в разное время приобрели репродукцию «Плачущий мальчик» и впоследствии пострадали от пожара.


Так, жительница Донкастера Сандра Краско рассказала, что она, её брат и мать пострадали от пожара после того, как приобрели по одной копии злосчастной репродукции. В городе Лидсе сгорел полностью дом, а репродукция ребёнка осталась целой и невредимой. Из других городов и графств шли точно такие же сообщения. Огонь уничтожал всё дотла, а заплаканный лик даже не покрывался копотью.
Данные факты привели англичан в состояние крайнего возбуждения. Началось массовое уничтожение всех репродукций плачущего мальчика. Правда, находилось немало людей, которые относились ко всему этому ажиотажу довольно скептически. Они считали, что газетчики нашли новый способ своего обогащения и бесстыже выкачивают деньги из доверчивых граждан.
Тех же, кто сжёг репродукции, охватила паника. Появился слух, что дух плачущего ребёнка теперь будет мстить. Одна женщина из Лидса сообщила, что именно картина виновата в гибели её мужа и двоих сыновей. А пожилой мужчина из Лондона заявил, что по вине репродукции погибли его сын и жена.
В ноябре 1985 года редакция «The Sun» решила устроить массовое показательное сожжение оставшихся изображений заплаканного малыша.

Газетчики хотели развести огромный костёр прямо на плоской крыше редакции, но пожарные категорически запретили это делать. Тогда выбрали пустырь за городом. Там и устроили огромный костёр. В нём сгорели все оставшиеся копии.


Англия замерла в ожидании чего-то нехорошего. Но дни шли за днями, недели за неделями, а массовых пожаров больше не было. «Плачущий мальчик», погибнув в огне, перестал беспокоить людей и отравлять им жизнь. Со временем неприятная история забылась. Остались только старые подшивки газет, напоминающие о ней.
Никита Чепкин

Практически у каждого известного полотна есть своя история и своя тайна. Однако многие искусствоведы считают автором целого ряда полотен чуть ли не самого сатану. И это отнюдь не голословное заявление - уж очень много алого цвета на некоторых роковых шедеврах, и это далеко не краска…

“Плачущий мальчик” - одна из самых известных “проклятых” репродукций картин. Автор оригинала - испанский художник Джованни Браголин. История картины с самого начала была печальной. Есть две легенды о том, как писалось полотно.

Легенда первая - проклятье сына

Джованни, создавая портрет плачущего ребенка, заставлял своего маленького сына быть натурщиком. Но малыш не понимал указаний отца и не мог плакать по заказу. Поэтому художник, зная панический страх сына перед огнем, зажигал перед лицом у мальчика спички, вызывая необходимые ему слезы. Что чувствовал мальчик, можно только себе представить, но художник был готов на все ради великого искусства, и продолжал свои издевательства. Однажды, мальчик в истерике пожелал отцу, чтобы тот сам сгорел. Действие проклятья не заставило себя долго ждать. Спустя 2 недели пневмония забрала самого ребёнка, а через некоторое время погиб его отец, заживо сгорев в своем доме.

Легенда вторая - портрет сироты

Джованни Браголин писал свои полотна в Испании. Натурщиками были дети-жертвы войны, которых он находил в сиротских домах. Однако после того, как художник покинул приют - здание поглотил пожар.

Репродукция мстила своим хозяевам?

Зловещую славу обрела именно репродукция данной картины. Случилось это в Англии в 1985. Все началось с череды ужасных случаев. Один за другим начали возгораться жилые дома в северной части страны. Во многих случае здания погребали и своих хозяев. Единственным совпадением было то, что во всех этих домах среди обугленных вещей чудесным образом не страдала дешевая репродукция. На ней был изображен, как вы уже поняли, плачущий мальчик. Количество подобных случаев возрастало, пока йоркширский пожарник, Питер Холл, в интервью крупной газете не сделал громкое заявление. Он сказал, что во всех без исключения сгоревших зданиях был найден нетронутым “Плачущий мальчик”. Холл рассказал, что вынудил его рассказать об этом несчастный случай, произошедший с его собственным братом Роном. Тот, в желании опровергнуть проклятость картины, намеренно приобрел «Плачущего Мальчика». Однако через некоторое время после этого его дом в Сваллонесте, на юге Йоркшира без видимой причины сгорел. Рон лично обследовал пожарище и нашел проклятую репродукцию в целостности и сохранности.

После этого громкого заявления газеты сразу же накрыло волной писем, в которых люди описывали различные несчастные случаи, смерти и пожары, которые происходили после того, как хозяева приобретали эту картину. Разумеется, “Плачущий мальчик” тут же приобрёл славу проклятой картины. На свет вышла история о том, как писалась картина. Возникло много слухов и выдумок. В итоге британское издание The Sun 4 сентября выпустило публикацию, в которой заявило, что каждый владелец данной картины должен немедленно избавиться от нее, а власти запрещают покупать и вешать картину у себя в доме. А после и вовсе предложило присылать им картины-убийцы, дабы сжечь их все вместе. Более 2500 полотен было незамедлительно отправлены в редакцию. Затем их торжественно сожгли под контролем пожарных.

Кому же принадлежит авторство знаменитой картины-убийцы?

В скором времени стало понятно, что картины, которые находили на пожарищах, были копиями одного произведения. Авторство части из них приписывалась испанцу Джованни Браголину, другие же — шотландской художнице Анне Зинкайзен. Всего было найдено около пяти разных репродукций. Общим на них было только одно - на них были изображены плачущие дети. Эти полотна массово продавались в английских универмагах в 1960-х и 1970-х годах.

Факты против выдумки - опровергаем мифы

Джованни Браголин на самом деле псевдоним. Настоящее имя автора - Бруно Амадио. Родился он в 1911 году в Венеции. Под своими произведениями автор редко ставил собственное имя. Известно также еще одно его имя - Франко Севилья.


«Плачущий мальчик» - на самом деле не одно произведение, а целая серия под названием «Цыганские дети». Всего было 27 полотен. Дети, изображенные на картинах, чаще всего были плачущими либо угрюмыми.


Бруно не погиб при пожаре. В его биографии сказано, что смерть художника наступила в 1981, и умер мужчина от старости. Знаменитое полотно общественность увидела в начале 1950 года. Картины понравились, и благодаря одному довольно крупному издательству, было выпущено около 50 000 репродукций. Практически в каждом рабочем квартале картины охотно покупались.

Что касается возгораний - то жертвами преимущественно становились старые, пожароопасные дома малообеспеченных семей. А целостность картины, и то, что она не страдала при пожаре, издатель объяснял высокой плотностью бумаги, на которой она была напечатана. Поэтому ее довольно трудно было поджечь.

Дурная слава против искусства

“Плачущий мальчик” до сих пор не избавился от своей проклятой славы. Особенно, если вы спросите о нем у англичанина. Что интересно - оригинал до сих пор не нашли. Однако были случаи, когда люди специально приобретали эту картину, чтобы проверить действие проклятия. Пока заявлений о новых пожарах из-за картины не было. Хотя и число желающих проверить легенду невелико.

Теперь же, вешая у себя на стене старинную картину, или ее репродукцию, стоит задуматься - не связанна ли она с какими-либо мистическими историями. Мало ли…

«Плачущий мальчик» - картина испанского художника Джованни Браголина, известного так же ка Бруно Амадио. Репродукция этой картины суеверными людьми считается проклятой, и она вызывает пожар в тех помещениях, где находится

Ни для кого, даже для самого скептически настроенного человека, не секрет, что в мире существует такое понятие как «проклятие». На планете много, так называемых, проклятых мест. Но проклятие могут содержать и предметы. Причины, по которым это происходит, до сих пор не известны. Примером тому служит проклятая картина «Плачущий мальчик». До сих пор, все что связано с этой картиной, вселяет в людей непонятное чувство тревоги и непонимания происходящего…

Что это - жестокое проклятие или самые необъяснимые совпадения в истории? Все, описанное ниже, дает повод поверить в то, что проклятие, которое содержат некоторые предметы, все же вполне может существовать. Я считаю, что совпадениями, все произошедшее с картиной «Плачущий мальчик», вряд ли можно назвать…

Проклятая картина.

В середине 1985 года во всей Великобритании не сходили с первых полос газет истории, связанные с пожарами и, таинственным образом уцелевшей в этих не связанных между собой пожарах, дешевой репродукцией картины «Плачущего мальчика». Репродукция этой картины находилась там, где начинался пожар. Это вполне можно было объяснить как нелепое совпадение, однако она одна оставалась невредимой, в то время, как вокруг все было уничтожено огнем.

«Плачущий мальчик» - картина испанского художника Джованни Браголина, известного так же ка Бруно Амадио. Репродукция этой картины суеверными людьми считается проклятой, и она вызывает пожар в тех помещениях, где находится.

Художник этой картины, отец мальчика, жутко издевался над сыном. Мальчик очень боялся огня, а отец, для того, чтобы придать картине яркости и таинственности зажигал спички перед его лицом, тем самым заставляя его плакать. Не выдержав таких издевательств, ребенок крикнул отцу: «Гори ты сам». Ребенок умер от пневмонии через месяц, а через пару недель в сгоревшем доме было найдено обуглившееся тело художника рядом с единственной вещью уцелевшей в пожаре - картиной «Плачущего мальчика». Такова история этого полотна…

Об этом необычном явлении заговорили в начале лета, когда йоркширский пожарный Питер Холл, в интервью одной крупной газете сообщил о том, что все пожарные бригады Северной Англии стали находить бесчисленное множество репродукций этой картины, которые остались нетронутыми огнем, начинавшимся по совершенно не понятным причинам. Питер Холл в интервью проговорился об этом факте только после того, как его брат, который напрочь отказывался верить в эту мифическую историю, купил репродукцию «Плачущего мальчика», и тем самым решил опровергнуть то, что эта картина проклята. В скором времени после этого его дом, который находился на юге Йоркшира, в Сваллонесте, сгорел дотла, по невыясненным причинам. Увидев, что проклятая картина - единственное что уцелело после пожара, Рои Холл со злостью придавил ее ботинком.

После публикации этого интервью, одним британским ежедневником было получено огромное количество звонков и писем от владельцев репродукции картины, которые пострадали таким же образом. Дом Доры Бранд, живущей в Митчеме(графство Серрей), сгорел дотла спустя шесть недель после того как она приобрела картину. Хотя в доме было больше сотни других картин, в пожаре уцелела именно одна картина…

Сандра Краске из города Килбурна рассказала о том, что ее сестра, мать, их друг и она сама, все пострадали в результате пожаров после того, как каждый из них заимел копию проклятой картины. Подобные сведения приходили так же из графств Ноттингем, Охфордшир и острова Уайт. 21 октября здание Парилло-Пицца-Пэлес, находящееся в Грейт-Яртмуте, сгорело до уголька, и только «Плачущий мальчик» остался в отличном состоянии. Через три дня семья Годберов, жившая в Херринторпе(Южный Йоршир), так же потеряла в пожаре свой дом. И только репродукция «Мальчика», которая висела в гостиной, чудесным образом уцелела, хотя все другие картины сгорели.

На следующий день, в буквально разорванном на части, от взрыва газа, доме, который принадлежал семье Амос в Хесуопле(графство Мерсисайд) остались невредимыми только пара картин «Плачущего мальчика», которые висели в столовой и гостиной дома. Через сутки поступило новое сообщение, на этот раз пожар произошел в доме бывшего пожарного из Телфорда(Шропшир) Фреда Трауэра. Уцелела так же единственная репродукция.

Одна из газет предложила всем владельцам репродукций проклятой картины устроить массовое сожжение этой картины. К осени некоторые владельцы, уничтожившие картину, нажили себе нервные болезни. Им казалось, что проклятая картина, которую они уничтожили, теперь намеревается им мстить.

Несколько пожарных бригад, к которым обратились с просьбой о комментарии по поводу растущей истерии вокруг картины, наотрез отказались это обсуждать и участвовать в каких-либо массовых сожжениях картины, которые происходили по всей стране. А тем временем трагедии продолжались…

12 ноября Малькольм Воган, проживающий в Глостершире, помог своему соседу уничтожить очередного «Плачущего мальчика». После того как он вернулся домой, то увидел, что вся гостиная его дома находится в огне, вспыхнувшем непонятно по какой причине. Спустя несколько недель пламя уничтожило дом в Вестон-над-Марой(графство Эвон), которое убило и его обитателя, 67-летнего Уильяма Армитиджа. Это происшествие попало на первые полосы газет потому, что проклятая картина была обнаружена абсолютно целой рядом с обуглившимся телом старика. Один пожарный, принимавший участие в тушении пожара сказал: » Раньше я никогда в проклятие не верил. Однако, когда приходится видеть в полностью сгоревшей комнате целехонькую картину - единственную, что не пострадало, то приходится понимать, что это переходит всякие границы».

С тех пор, в прессе, а затем и в Интернете, старая история периодически оживает, причем в абсолютно различных вариантах. Например утверждается, что при условии хорошего обращения с репродукцией, «Плачущий мальчик» способен наоборот принести ее владельцу удачу. Вам судить…

Наряду с картинами политического и социального протеста, человечеству известны и такие полотна, которые необъяснимым образом навлекают на людей несчастья и даже гибель. Их называют картины-проклятья или картины-убийцы. Чтобы попасть под притяжение их злодейских чар, вовсе не надо держать такие полотна у себя дома. Зачастую злой рок начинает преследовать людей уже после первого взгляда на них.

Проклятие «Плачущего мальчика»

В начале 1980-х в Англии нашли картину, которую назвали «Плачущий мальчик», и ее копии тут же стали очень популярными. Но вскоре картину объявили проклятой - история о ней не сходила с первых полос газет по всей Великобритании летом и осенью 1985 г.

Невероятная судьба картины объясняется следующим: после серии необъяснимых возгораний домов было установлено, что одна и та же картина - дешевая репродукция, изображающая плачущего мальчика - присутствовала в каждой из комнат, где начинался пожар. Эту деталь могли бы отвергнуть, как нелепое совпадение, если бы при этом не выяснилось, что во всех случаях без исключения только эта картина избежала повреждений, в то время как все вокруг нее сгорало дотла.
Необычное явление стало известно общественности летом 1985-го, когда Питер Холл, йоркширский пожарный, рассказал в газетном интервью, что пожарные бригады по всей Северной Англии нашли бесчисленное множество экземпляров этой самой картины, остававшихся не тронутыми огнем.
Холл проговорился лишь после того, как его собственный брат Рой, не веривший в эту историю, намеренно купил копию «Плачущего мальчика», чтобы опровергнуть ее проклятость, и вскоре после этого его дом в Сваллонесте, на юге Йоркшира, по неясным причинам сгорел дотла. Увидев, что картина лежит в полной сохранности посреди обугленных руин, Рой Холл поспешно придавил ее ботинком.

Вслед за этой публикацией на британские СМИ обрушился шквал писем и звонков от владельцев «Мальчика», пострадавших таким же образом. Так, Дора Бранд из Митчема, в графстве Суррей, видела, как ее дом превратился в пепелище через 6 недель после того, как она купила картину. И хотя у нее было еще более 100 других полотен, уцелело именно это. Сандра Краске из Килбурна сообщила, что она, ее сестра, мать и их друг - все погорели после того, как каждый приобрел копию «Мальчика».
Сведения приходили также из Лидса, графство Ноттингем, из Охфордшира и с о. Уайт. 21 октября Парилло-Пицца-Пэлес, в Грейт-Яртмуте, графство Норфолк, сгорел до пепла, но «Мальчик» остался в превосходном состоянии. Через 3 дня Годберы из Херринторпа, Южный Йоркшир, тоже потеряли свой дом. При пожаре репродукция, висевшая у них в гостиной, осталась неповрежденной, хотя все вокруг полностью сгорело. На следующий день в Хесуопле, графство Мерсисайд, пара картин «Мальчика», висевших в гостиной и столовой дома, принадлежащего семье Амос, выжили, в то время как все здание… разорвало на части от взрыва газа. Затем «Мальчик» заявил о себе очередным пожаром в доме Фреда Трауэра из Телфорда, Шропшир.

Одна из газет тут же предложила всем владельцам картины устроить ее массовое сожжение. И хотя большинство в Британии считало, что вся эта история - затянувшаяся шутка, бывшие владельцы «Мальчика» с этим не соглашались. К ноябрю 1985-го некоторые бывшие владельцы «Мальчика» нажили себе нервные болезни оттого, что им все время казалось, будто дух уничтоженной ими картины намерен им мстить. А загадочные пожары, тем временем, продолжались по всей стране. Один из пожарных впоследствии признался: «Я никогда раньше не верил в проклятия. Но когда вы видите целехонькую картину в полностью сгоревшей комнате, и она - единственное, что не пострадало, то вы понимаете, что это перешло все границы». И ночью 5 ноября 1985 г. по всей Англии запылали костры, на которых жители сжигали тысячи репродукций «Плачущего мальчика».

Что же это было? Как картина может вызывать пожар, в котором сгорает все, кроме нее самой? Мистики указывали на полтергейст или злого духа, который жил в «Плачущем мальчике». Но почему тогда такой же эффект оказывали и копии этой картины? Тут исследователи паранормальных явлений предположили, что причиной была сама картина, точнее, ее изображение. Возможно, сам рисунок содержал ключ, и именно изображение вызывало явление, в результате которого сгорало почти все, кроме самой картины.

В свою очередь, экстрасенсы и специалисты по биолокации утверждали, что все произведения искусства сохраняют часть энергетики их создателей, и эта энергия может быть как положительной, так и отрицательной. Однако это не объясняло страшный феномен «Мальчика». По словам экстрасенсов, картины могут только влиять на настроение и самочувствие людей, но не вызывать пожары.
Некоторые исследователи феномена настаивали, что художник, написавший картину, плохо обращался с моделью, и мальчик в отместку произнес проклятие. Но скептики, видевшие в этой истории лишь случайные совпадения и проявление предрассудков, отвергли такое объяснение. И феномен «Плачущего мальчика» по сей день остается без объяснения.

«Крик» приносит смерть

Еще одна мистическая история связана со знаменитой картиной норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Ее считают одним из самых узнаваемых в мировой живописи и даже называют канонической, как «Подсолнухи» Ван Гога или «Черный квадрат» Малевича.


На картине изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши.

С этой картиной связывают мистическое проклятие, которое, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном, стоимость которого оценивают в $70 млн., подвергались действию злого рока: они заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.
Но даже здесь от нее не было спасенья. Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, хотя раньше они ими не страдал. Припадки мигрени становились все чаще и сильнее: бедняга, в конце концов, не выдержал и покончил с собой.
В другой раз картину выронил рабочий музея - когда ее перевешивали с одной стену на другую. Неделю спустя он попал в ужасную автомобильную аварию, в результате которой сломал ноги, руки, несколько ребер, получил трещину в тазу и сильнейшее сотрясение мозга. А как-то один из посетителей музея решился потрогать картину пальцем, и через несколько дней у него дома случился пожар, в котором он сгорел заживо.
Жизнь самого Мунка, родившегося в 1863 г., также представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений: болезни, смерть родных, сумасшествие, от которого его лечили электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Художник умер в возрасте 81 года, оставив в дар г. Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тыс. графических работ. Но вершиной его творчества остается «Крик».

Другие работы художника:

Волна

Автопортрет с бутылкой вина

Меланхолия

«Людям со слабой психикой не смотреть!»

Не менее скандальной славой пользуется и картина Hands Resist Him американца Билла Стоунхэма, написанная им в 1972 г. по старой фотографии, где он был сфотографирован в 5-летнем возрасте. В отношении этой картины существует даже специальная рекомендация, гласящая: «Людям со слабой психикой не смотреть». Скандал вокруг полотна начался после одной из выставок, где оно было выставлено. Психически неуравновешенным людям, просматривавшим ее, внезапно становилось плохо - они теряли сознание, начинали беспричинно плакать, биться в судорогах.

А впервые картина была показана владельцу и искусствоведу «Лос-Анджелес Таймс», которой после этого скончался. Может, это было совпадением, а, может, и нет. Затем картину приобрел актер Джон Марли (умер в 1984 г.). Далее начинается самое интересное: картину неожиданно обнаружили на свалке среди груды мусора. Супруги, нашедшие ее, принесли полотно домой, и уже в первую ночь их маленькая 4-летняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети, изображенные на картине, дерутся. На следующую ночь дочь сообщила, что дети на картине были за дверью. Тогда глава семейства поставил на ночь в комнате, где висела картина, видеокамеру, реагирующую на движение. К его изумлению, видеокамера сработала несколько раз!

После этого картину выставили на Интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. Картина была продана за $1025, при начальной цене $199. Ее купил Ким Смит из маленького городка близ Чикаго для своей художественной галереи.
Это было бы концом истории, но письма с жалобами стали приходить теперь на адрес Смита. Многие из них были, как и раньше, с рассказами о плохом самочувствии после просмотра картины. Но были и те, кто писал о зле, исходившем от полотна, и потому они требовали сжечь его.
Свои услуги Смиту предложили американские экстрасенсы Эд и Лоррэйн Уоррены, ставшие известными после изгнания демонов в Амитвильском доме в 1979 г., но ничего не помогло. Медиумы связывают картину с известным в США убийством Сатилло в холмах штата Калифорния. Призраки двух детей, утверждают они, до сих пор часто посещают дом на холмах. «Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой, и они, как две капли, похожи на детей, изображенных на картине», - рассказывают экстрасенсы.

Злой рок Репина

Мистический злой рок преследует и известную картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта картина стала крупнейшим открытием конца ХІХ в. и признана шедевром мировой живописи. Ее называли самым оптимистичным и самым веселым произведением русской живописи. Критики писали: на этом полотне есть все разновидности человеческого смеха - от громкого хохота до сдержанной улыбки. Произведение вызвало фурор на международных выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме. Картина до сих пор хранится в Петербургском государственном музее. Сам Репин считал ее совершенной и говорил: «На этом полотне нельзя ни убрать, ни добавить мазка...»

В свое время картина поразила и российского императора Александра III. Он, не колеблясь, выложил за нее 35 тыс. рублей. Это была неслыханная по тем временам сумма. Но затем все перевернулось: картину вдруг назвали проклятой. Что же с ней случилось?

Репин работал над шедевром более 13 лет. Прототипами главных героев картины стали... друзья художника. Если бы они знали, чем это для них обернется! Так, киевский голова Михаил Драгомиров, позировавший в образе кошевого атамана Сирко, из милого жизнерадостного человека превратился в запойного пьяницу и домашнего тирана. После ссоры с ним, двое его сыновей покончили жизнь самоубийством, а единственная дочь сошла с ума.
Блестящий ученый, меценат Василий Тарновский (на картине Репина - угрюмый казак с оселедцем) обанкротился и закончил свои дни в приюте для нищих. Другой герой картины - улыбчивый писарь в очках, известный историк Дмитрий Яворницкий, был объявлен политически неблагонадежным и несколько лет провел в ссылке в Ташкенте. После череды этих несчастий перепуганный Репин спешно убрал с полотна фигурку маленького казачка, написанного им с собственного сына…

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины. А премьера России Столыпина застрелили на следующий день после того, как художник закончил работу над его портретом. Преждевременная смерть постигла и 8 других моделей художника.

Портрет Пирогова

Портрет Мусоргского

Что это было - случайность или злой рок, довлевший над Репиным? Увы, ответ на это вопрос так и остался без ответа.

Подготовил Олег Лобанов,