Немого истории

(CK СССР, до 1957 — Союз советских композиторов ) — общественно-творческая организация, объединяющая композиторов и музыковедов СССР, активно участвующих в развитии сов. муз. искусства. Главные задачи Союза Композиторов СССР — способствовать созданию высокоидейных художественно-значит. произв., утверждающих принципы социалистического реализма и развивающих лучшие традиции нац. культур СССР, содействовать творческому росту и развитию проф. мастерства композиторов и музыковедов, участвовать в муз.-эстетическом воспитании народа Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» был создан Моск. CK. Формирование CK СССР проходило в 1932-48. В этот период возникли и развили активную деятельность организации Союза композиторов в Ленинграде, столицах ряда союзных и авт. республик, крупных культурных центрах. В 1939 с целью объединения всех национальных CK учрежден Оргкомитет Союза Композиторов СССР После 1945 значительно активизировалась работа организаций Союза Композиторов в ряде союзных республик, где появились собственные композиторские и музыковедческие кадры. 19-25 апреля 1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд композиторов, принявший устав и избравший руководящие органы CK СССР (последующие съезды состоялись в 1957, 1962, 1968, 1974, 1979). Согласно уставу высшим руководящим органом является Всесоюзный съезд. Исполнит. орган CK — правление, к-рое 1-2 раза в год проводит пленумы. На пленумах обсуждаются важнейшие проблемы творческой жизни Союза Композиторов, актуальные вопросы развития муз. творчества и науки о музыке (они обычно сопровождаются концертами и спектаклями). Съезд избирает секретариат (в составе — виднейшие члены CK, в т.ч. руководители ведущих орг-ций Союза Композиторов), осуществляющий непосредственно руководство повседневной деятельностью CK СССР. С 1948 генеральный (впоследствии — первый) секретарь правления CK СССР — Т. Н. Хренников. Число членов CK постоянно растёт — к моменту 1-го Всесоюзного съезда оно составляло ок. l тыс., а на l янв. 1980 — 2156 композиторов и музыковедов. CK СССР играет важную роль в муз. жизни Сов. Союза, он располагает собственным издательством «Советский композитор «, выпускающим ноты и книги по музыке, а также двумя периодич. журналами — «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь». При нём действует Всесоюзное бюро пропаганды сов. музыки, организующее концерты, авторские вечера, фестивали, встречи композиторов со слушателями. В составе CK СССР — самостоятельных хозяйств, организация Музыкальный фонд СССР, ведающий вопросами улучшения материально-бытовых условий труда композиторов и музыковедов. С 60-х гг. активизируется междунар. деятельность Союза Композиторов СССР, представляющего Сов. Союз в ряде крупных организаций, в т.ч. в Международном музыкальном совете при ЮНЕСКО, Междунар. обществе по музыкальному воспитанию. Союз Композиторов выступает организатором в СССР ряда крупных междунар. форумов — конгрессов, симпозиумов, конференций, а также периодически проводит многосторонние и двусторонние совещания с Союзами Композиторов других социалистических стран.

По материалам dic.academic.ru

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Союз композиторов СССР
Основание
Ликвидация
Награды

Основными задачами Союза композиторов ставились:

  • Сплочение и объединение советских композиторов и музыковедов в целях создания идейных и высокохудожественных музыкальных произведений, отражающих жизнь и идеалы советского народа;
  • Утверждение в советском музыкальном творчестве принципов социалистического реализма , творческое развитие лучших традиций мировой и, в первую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки;
  • Развитие советского музыковедения на теоретической основе марксизма-ленинизма ;
  • Развитие братских национальных культур советских народов;
  • Утверждение ведущей прогрессивной роли советской музыки в процессе борьбы против влияния буржуазной идеологии;
  • Укрепление творческих связей с зарубежными прогрессивными музыкальными организациями и деятелями;
  • Идейно-политическое и художественное (профессиональное) воспитание советских композиторов и музыковедов;
  • Общественно-творческое влияние на другие музыкальные учреждения и организации;
  • Улучшение условий жизни и труда членов СК СССР, помощь в охране их авторских прав .

Высшим руководящим органом СК СССР был съезд советских композиторов ; в перерывах между съездами работой Союза руководило избиравшееся на съезде правление, в свою очередь, избиравшее из своей среды секретариат во главе с первым (до 1957 г. - генеральным) секретарём.

Общую ответственность перед правлением и секретариатом СК СССР нёс Музыкальный фонд СССР . Печатными органами СК СССР являлись ежемесячный журнал «Советская музыка » и двухнедельный журнал «Музыкальная жизнь ».

Должность первого (генерального) секретаря СК СССР с 1948 по 1991 год бессменно занимал Тихон Николаевич Хренников . В состав правления и секретариата в разное время входили Б. В. Асафьев , Д. Б. Кабалевский , Д. Д. Шостакович , А. И. Хачатурян и другие известные советские композиторы.

Дорогой Иосиф Виссарионович!
В дни Великой Отечественной войны советские композиторы, воодушевлённые героической борьбой Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков, вместе со всем народом переживают могучий патриотический порыв, охвативший нашу великую страну.
Московские композиторы собрали из своих личных средств 130.000 рублей, кроме того Оргкомитетом и музыкальным фондом Союза Советских композиторов СССР перечислено на текущий счёт Госбанка 1 миллион рублей на строительство танкового соединения «Москва».
Советские композиторы все свои творческие силы отдают великому делу разгрома врага.

Председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР ГЛИЭР
Председатель музыкального фонда Союза ССР МУРАДЕЛИ
Секретарь партийной организации ТЕПЛИНСКАЯ
Прошу передать советским композиторам, внесшим 1.130.000 рублей на строительство танкового соединения «Москва», - мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН

См. также

Напишите отзыв о статье "Союз композиторов СССР"

Ссылки

  • Союз композиторов СССР - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Союз композиторов СССР

– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.

Почему нынешняя команда «творческих управленцев» не воплотила в жизнь основные пункты декларации X съезда музыкальных работников

23–24 мая в Москве пройдёт очередной, XI съезд Союза композиторов России. Музыкантам предстоит подвести итоги работы, наметить перспективы на следующую пятилетку и избрать новое руководство во главе с председателем. Прежний глава Союза композиторов - народный артист России Владислав Казенин – скончался в феврале 2014-го. По уставу, нового председателя должны были избрать в течение года. Однако в феврале намеченный съезд был отложен якобы из-за финансовых сложностей. Майское собрание, заверяют в Союзе композиторов, состоится обязательно, а значит, есть надежда на обстоятельное обсуждение работы организации, отмечающей в этом году своё 55-летие. Разговор обещает быть долгим и крайне нелицеприятным – один из старейших российских союзов нуждается в радикальной смене руководящей команды. Сейчас это стало очевидным – первоочередные задачи Союза, продекларированные предыдущим съездом , так и остались декларацией.

СЛОВО ЕСТЬ, ПРОФЕССИИ НЕТ

Складывается ощущение, что нынешние руководители композиторской организации озабочены чем угодно, только не движением Союза вперёд. В силу обстоятельств или умысла (в этом ещё предстоит разобраться) не удалось даже сохранить остатки былого советского благополучия. Нынешний Союз композиторов сильно отличается от Союза советских времён. Тот для своих членов был и местом общения, и профсоюзом, и раздатчиком благ: строил дома, выделял квартиры, переписывал ноты, имел поликлиники, пионерские лагеря, издательства, типографии и даже ателье. Сейчас композиторы отпущены на вольные хлеба. Из некогда обширной «собесовской» линии интерес может представлять разве что экономичный отдых в трёх домах творчества (Руза, Иваново, Сортавала) и медицинское обеспечение ветеранам. Однако и отдых, и медицина – удел избранных. В основном современный Союз даёт композиторам возможность ощутить некую «причастность к цеху». Но её можно почувствовать и в рамках ассоциации – для этого необязательно содержать административный аппарат. К тому же нынешние композиторы не просят дармовых благ. Заработать они готовы сами. От Союза им в первую очередь нужно обеспечение правовых и социальных гарантий.

А как их обеспечить, если в российском профессиональном реестре профессия «композитор» не значится? Следовательно, отсутствуют пенсии, соцльготы, оплата больничного листа, декретного отпуска и т.д. И Союз уже несёт потери – первое поколение его молодёжного отделения («МолОт») практически в полном составе трудоустроилось за границей. Дело доходит до абсурда. Кафедры композиции российских консерваторий выпускают специалистов с несуществующей профессией. На «Мосфильме», например, есть штатный туалетный работник, а композитора – нет. Представители этой специальности значатся аранжировщиками, музредакторами, завмузами. Любое сопутствующее композиции явление может быть оформлено по трудовой книжке, кроме композитора.

Руководство Союза в курсе этой проблемы, иначе не включило бы в декларацию слова о том, что «принятие законодательного акта, утверждающего статус композитора, есть дело государственной важности». Однако конкретных шагов по инициированию упомянутого акта либо поправок к уже действующим законам сделано не было. Результат – сотни российских композиторов так и не могут вписать себе в трудовую книжку это гордое слово.

РЕГИОН ПИШЕМ, ЦЕНТР В УМЕ

Статус творческой личности напрямую связан со статусом организации. И это тоже не новость для руководства. О том, что творческие союзы, в том числе композиторский, в законодательном порядке должны стать профессиональными творческими институциями (сейчас они находятся на положении общественных), а это, в свою очередь, должно принципиально изменить систему контактов государства и творческого объединения, написано в декларации. Говорится в ней и о том, что отдельная строка в закон о бюджете, посвящённая финансированию союзов (как на федеральном, так и на региональных уровнях), позволит решить многие проблемы – например, упорядочить систему государственных заказов и отношения с филармониями.

Последний съезд констатировал факт «недостаточного исполнения современных произведений музыкальными коллективами и театрами страны» и посчитал целесообразным введение квоты на обязательное включение в репертуар концертных организаций музыки композиторов России. Подвижек в этой области почти не наметилось. Можно, конечно, говорить, что на современную музыку нет спроса. Но если нет предложения, откуда он появится?

Отдельные регионы, например Татарстан, успешно занимаются исполнением местной музыки у себя в регионе и за границей. Однако это капля в море. Для исправления ситуации нужны централизация усилий, наличие некой объединяющей силы. И здесь композиторы разных поколений склоняются к использованию опыта Союза композиторов СССР, этакого музыкального Голливуда, где был целый ряд структур, занимавшихся пропагандой отечественной современной музыки в стране и за рубежом.

Сделано ли что-нибудь в этом направлении? Если да, то в жизни композиторов мало что изменилось. А поддержка творцов по большей части как зависела, так и зависит от доброй воли местных властей.

В бюджетах ряда региональных министерств и муниципалитетов есть статьи на приобретение новых произведений. В Красноярске имеется целая структура – Дом искусств, которая занимается обслуживанием творческих союзов: организует концерты, выставки и т.д. Мордовия содержит свой Союз композиторов: платит ставку председателю, бухгалтеру. В Екатеринбурге в ведении местного Союза за год появились симфонический оркестр и несколько зданий в центре города. Но это единичные примеры. Меняется губернатор – и рушатся наработанные связи. Чтобы избежать форс-мажора, господдержка должна быть более объёмной и законодательно прописанной, причём на общероссийском уровне. А это уже задача не местных композиторских организаций, а головного руководства. Оно признало её существование, но законодательным решением не озаботилось.

Как нам реорганизовать Союз

Не проявила нынешняя команда готовности и к поиску собственных ресурсов, хотя у союза есть отличная возможность помогать себе самостоятельно.

Однако это кропотливая, системная работа. Её легко декларировать, но трудно осуществить. А у нынешнего руководства союза как раз проблема с дееспособностью. «Творческий союз не вправе выступать с законодательной инициативой», – говорят там, объясняя, почему не воплощены в жизнь основные пункты декларации X съезда. Действительно, не вправе. Но лоббирование закона – это право любого союза. Как и объединение усилий с другими творческими институциями, решающими аналогичные задачи. Рабочие группы Госдумы редко пишут законопроекты «от и до» – как правило, они пользуются наработками общественных и профессиональных организаций, заинтересованных в их рассмотрении и принятии. Камень, как известно, капля точит.

Конечно, былую мощь композиторского союза не возродить. Организация, имевшая на июль 1991-го годовой бюджет в 20 миллионов рублей и вменявшая обязательное исполнение новой советской музыки любому отечественному коллективу, независимо от того, выступал ли он на Родине или за рубежом, останется лишь в воспоминаниях. Другая страна – другие люди. Но обеспечить современным композиторам условия самореализации, а отечественной музыке – достойное продвижение вполне реально. Нужно только встроить российский Союз композиторов в новую систему социально-правовых и финансовых отношений. Если XI съезд проголосует за команду, способную это сделать, первый шаг к обновлению можно считать свершившимся.

«ЛГ»-досье

Учредительный съезд Союза композиторов России состоялся ровно 55 лет назад, в апреле 1960 года. Первым секретарём правления, куда вошли представители 16 российских организаций, единогласно был избран Дмитрий Шостакович. Тогда же были определены главные направления деятельности композиторской организации: подъём периферийных композиторских организаций, создание условий для композиторского творчества, обеспечение звучания и пропаганды музыки России, внимание к творческой молодёжи, решение социальных проблем музыкантов.

В дальнейшем организацию возглавляли Георгий Свиридов (1968–1973), Родион Щедрин (1973–1990), Владислав Казенин (1990–2014).

Нынешний Союз композиторов России объединяет более 2000 композиторов и музыковедов, состоящих в 50 региональных организациях. Управлением союза сейчас занимается – по доверенности от скончавшегося Владислава Казенина – бывший заведующий гаражом Музфонда Игорь Рингер.

Иванова Марина

Назывался Союзом советских композиторов СССР (ССК СССР) .

Членский билет (1990 г.)

Возник на основании Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля г. о перестройке литературно-художественных организаций. До 1948 года работой ССК СССР руководил Оргкомитет. Первый съезд Союза композиторов состоялся -25 апреля 1948 года в Москве . Председателем Союза композиторов СССР на этом съезде был избран Б. В. Асафьев .

Основными задачами Союза композиторов ставились:

  • Сплочение и объединение советских композиторов и музыковедов в целях создания идейных и высокохудожественных музыкальных произведений, отражающих жизнь и идеалы советского народа;
  • Утверждение в советском музыкальном творчестве принципов социалистического реализма , творческое развитие лучших традиций мировой и, в первую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки;
  • Развитие советского музыковедения на теоретической основе марксизма-ленинизма ;
  • Развитие братских национальных культур советских народов;
  • Утверждение ведущей прогрессивной роли советской музыки в процессе борьбы против влияния буржуазной идеологии;
  • Укрепление творческих связей с зарубежными прогрессивными музыкальными организациями и деятелями;
  • Идейно-политическое и художественное (профессиональное) воспитание советских композиторов и музыковедов;
  • Общественно-творческое влияние на другие музыкальные учреждения и организации;
  • Улучшение условий жизни и труда членов СК СССР, помощь в охране их авторских прав .

Высшим руководящим органом СК СССР был съезд советских композиторов; в перерывах между съездами работой Союза руководило избиравшееся на съезде правление, в свою очередь, избиравшее из своей среды секретариат во главе с первым (до - генеральным) секретарём.

Общую ответственность перед правлением и секретариатом СК СССР нёс Музыкальный фонд СССР. Печатными органами СК СССР являлись ежемесячный журнал «Советская музыка» и двухнедельный журнал «Музыкальная жизнь».

Должность первого (генерального) секретаря СК СССР с по 1991 год бессменно занимал Тихон Николаевич Хренников . В состав правления и секретариата в разное время входили Б. В. Асафьев , Д. Б. Кабалевский , Д. Д. Шостакович , А. И. Хачатурян и другие известные советские композиторы.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Союз композиторов СССР" в других словарях:

    - (CK СССР, до 1957 Союз советских композиторов) общественно творч. организация, объединяющая композиторов и музыковедов СССР, активно участвующих в развитии сов. муз. иск ва. Главные задачи CK СССР способствовать созданию высокоидейных… … Музыкальная энциклопедия

    - (СК СССР, в 1932 57 Союз советских композиторов) общественная творческая организация, объединяющая композиторов и музыковедов СССР. Создан в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно художественных… … Большая советская энциклопедия

    Союз композиторов СССР - COЮ́З КОМПОЗИ́ТОРОВ СССР (до 1957 – Союз советских композиторов), созд. в 1932. С первых дней войны оргкомитет С. к. СССР и его президиум (пред. Р. М. Глиэр, зам. пред. А. И. Хачатурян) направили все творческие и организац. усилия на помощь… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    - (СК СССР), общественная творческая организация советских композиторов и музыковедов. Основана в 1939 (до 1957 Союз советских композиторов). В 1992 разделился. В Российской Федерации функционируют СК Москвы, СК Санкт Петербурга, СК России… … Энциклопедический словарь

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР - (СП СССР), один из творческих союзов СССР, т. е. организация, объединяющая создателей художественно культурных ценностей (в ряду с Союзом художников, Союзом композиторов, Союзом кинематографистов, Союзом архитекторов, Союзом журналистов и… … Литературный энциклопедический словарь

    Союз Кинематографистов СССР - Союз кинематографистов СССР, добровольная общественная организация, объединяющая деятелей киноискусства (режиссёров, кинодраматургов, актёров, операторов, художников, композиторов, звукооператоров, критиков и киноведов, драматургов, редакторов,… … Кино: Энциклопедический словарь

    Союзы композиторов в СССР, союзных республиках и странах СНГ общественные организации, объединяющие композиторов и музыковедов: Союз композиторов Азербайджана Союз композиторов Белоруссии Союз композиторов Грузии Союз композиторов Казахстана Союз … Википедия

    Общественная организация, объединяющая российских композиторов и музыковедов. Союз композиторов России является правопреемником основанного в 1960 году Союза композиторов РСФСР. Первый Учредительный съезд Союза композиторов РСФСР прошел в апреле… … Википедия

    Ленинградская организация (ЛО) (улица Герцена, 45), творческое общество, организация композиторов и музыковедов Ленинграда. Создана в 1932, наряду с Московским, как Ленинградский союз композиторов. С 1948 после 1 го Всесоюзного съезда… … Санкт-Петербург (энциклопедия)


из 48 регионов Российской Федерации.

Приоритетными направлениями деятельности организации являются:

  • развитие и укрепление композиторских организаций в регионах;
  • стимулирование и создание широких возможностей для композиторского творчества;
  • продвижение музыкальной культуры и сочинений российских композиторов в России и за рубежом;
  • развитие и поддержка молодежного композиторского творчества;
  • защита авторских прав композиторов;
  • издание нот и запись дисков, а также распространение музыкальных произведений;
  • создание положительного имиджа организации для расширения возможностей и укрепления авторитета на музыкальном пространстве Российской Федерации.

Членами Союза композиторов России являются 1011 композиторов и музыковедов, многие из них удостоены государственных наград, премий и званий.

С 2009 года при организации существует Молодежное отделение композиторов (МолОт), имеющее 40 представительств в России и за рубежом.

История Союза композиторов России

История творческих союзов в нашей стране начинается в 1932 году, когда было принято постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Композиторов и музыковедов СССР объединял Союз советских композиторов (с 1957 г. – Союз композиторов СССР). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) были распущены существовавшие тогда творческие объединения (в том числе АСМ – «Ассоциация Современной Музыки» и РАПМ – «Российская Ассоциация Пролетарских Музыкантов»). Началось объединение представителей всех творческих профессий «сверху», с активной идеологической составляющей. Первым был создан Московский союз композиторов, затем подобные организации возникли в Ленинграде, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Карелии, Татарстане, в республиках СССР и культурных центрах страны.

К 1939 г. был сформирован Оргкомитет Союза советских композиторов во главе с Р.М. Глиэром и А.И. Хачатуряном – единый руководящий орган, объединяющий все местные композиторские организации Советского Союза. В правление Союза композиторов вошли известные деятели советской музыки – композиторы, исполнители, искусствоведы М.П. Аркадьев, А.Б. Гольденвейзер, В.М. Городинский, Я.И. Боярский, Н.Я. Мясковский, С.Н. Василенко, Ан.Н. Александров, А.А. Крейн, М.М. Ипполитов-Иванов, В.Я. Шебалин, Б.С. Шехтер, В.А. Белый, Б.С. Пшибышевский, Р.М. Глиэр, А.Ф. Гедике, К.Н. Игумнов.

В 1948 г. состоялся Первый съезд Союза советских композиторов, на котором был принят его устав и избраны руководящие органы. Первым председателем Союза (1948–50 гг.) был Б.В. Асафьев, высшую руководящую должность – генерального секретаря (с 1957 г. первого секретаря) – с 1948 по 1991 г. бессменно занимал Т.Н. Хренников. Последующие съезды Союза проводились каждые пять лет вплоть до распада СССР.

Союз композиторов СССР располагал собственным музыкальным издательством «Советский композитор», печатными органами «Советская музыка» (ныне – «Музыкальная академия») и «Музыкальная жизнь», за материальное благополучие и авторские права членов организации отвечал Музфонд СССР. Членство в Союзе композиторов открывало дорогу авторам к творческим заказам, к публикации и исполнению произведений, к организации авторских концертов, профессиональных и широких общественных дискуссий.

В конце 1950-х годов было принято решение о создании Союза композиторов РСФСР как самостоятельной организации, обладающей собственной структурой и местными организациями. На его Первом учредительном съезде, состоявшемся в 1960 г., председателем правления нового Союза был единогласно избран Д.Д. Шостакович.

С того времени Союз композиторов РСФСР возглавляли

  • Дмитрий Шостакович (1960–1968)
  • Георгий Свиридов (1968–1973)
  • Родион Щедрин (1973–1990)
  • Владислав Казенин (1990–2014)
  • Рашид Калимуллин (2015–2017)
  • Алексей Рыбников (с мая 2017 г.)

Возглавив российский Союз композиторов, Шостакович сосредоточил свое внимание на укреплении контактов с местными композиторскими организациями. Четко установил общий характер работы: дисциплина, профессионализм и отточенное мастерство. Благодаря усилиям Дмитрия Шостаковича роль нового союза возрастала с каждым днем, и очень скоро он стал организующим центром современного музыкального искусства. Он сформировал теплые человеческие отношения внутри «команды», и лишь ухудшающееся состояние здоровья заставило его на Втором съезде (1968 г.) оставить свой пост. В память о нем Союз композиторов России учредил в 1981 году премию имени Д.Д. Шостаковича.

На Втором съезде в 1968 году председателем правления был избран Г.В. Свиридов. Ответственным секретарем был назначен Станислав Стемпневский.

Третий съезд Союза композиторов России состоялся в 1973 году в Колонном зале Дома Союзов. На съезде было выбрано новое руководство Союза композиторов России. Председателем правления Союза композиторов стал Р.К. Щедрин, который руководил Союзом композиторов РСФСР в течение последующих 17 лет. Первым секретарем был избран А.Я. Эшпай. Ответственным секретарем, а затем заместителем председателя Союза композиторов стал Владислав Казенин, вторым заместителем председателя – Ян Френкель.

В Секретариат вошли композиторы различных регионов страны: Ф. Васильев (Чувашская АССР), Р. Газизов (Башкирская АССР), В. Красноскулов (Ростов-на-Дону), В. Куприянов (Марийская АССР), А. Новиков (Новосибирск), А. Пузей (Свердловск), М. Симановский (Саратов), М. Таривердиев, В. Агафонников, музыковед Ю. Корев (Москва), Б. Тищенко, В. Успенский (Ленинград), М. Яруллин (Татарская АССР).

Родион Щедрин и секретариат Союза композиторов России вели огромную работу по сохранению организационно-творческих традиций Д.Д. Шостаковича, проявлявшихся в пропаганде творчества современных композиторов на музыкальных форумах России.

В то время было проведено большое количество крупнейших фестивалей в Омске, Тюменской области, Вильнюсе, Суздале, Владимире, Горьком, городах Северного Кавказа. Зародившиеся в тот период фестивали стали традиционными: «Панорама музыки Сибири» (Новосибирск), «Донская весна», «Фестиваль на Кубани», фестивали в Саратове, Уфе, Свердловске. Появились новые фестивали в Астрахани, Красноярске, «Европа – Азия» в Казани, «Тувинское музыкальное лето» в Кызыле и городах Тувы.

Свои традиции имеют фестивали двух последних десятилетий: «Панорама музыки России», «Композиторы России – детям» и «Музыка друзей» (на котором исполняются произведения зарубежных композиторов). «Панорама музыки России» является одним из крупнейших и авторитетнейших фестивалей современной музыки в нашей стране. Этот фестиваль зародился в 1973 году по инициативе Р. Щедрина и с 1995 года ежегодно проводится в различных регионах страны. Фестивальные программы представляют множество композиторских имен современной России, дают возможность составить полное представление о богатстве и национальном многообразии музыкального творчества современной России.

Форма и география фестивалей Союза композиторов необычайно широка. Так, в 2008 году детские фестивали состоялись в Смоленске, Твери, Кирове и Саратове, а фестиваль «Панорама музыки России» – в Челябинске, Уфе, Липецке и Воронеже. Тематика этих фестивалей и музыкальных встреч, а также проходящих в их рамках музыковедческих конференций была многообразной и значительной: «Композитор–исполнитель–слушатель», «Советские композиторы – труженикам села», «Роль фольклора в современном творчестве», «Образ современника в творчестве композиторов России» и многие другие.

С 1990 по 2014 годы пост председателя Союза композиторов России занимал В.И. Казенин. Почти четверть века возглавляя Союз композиторов в сложные годы распада СССР, В.И. Казенин сумел сохранить стабильность организации и обеспечить ее устойчивое развитие. Владислав Казенин – известный российский композитор, автор оперетт, мюзиклов, балетов, сочинений для хора, симфонического оркестра, фортепиано, инструментальных концертов, песен и романсов, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным спектаклям.

Благодаря большой организационной работе секретариата Союза композиторов и личному авторитету Владимира Казенина были созданы новые творческие отделения, которые сразу становились музыкальными центрами в городах и республиках России. Сформировались крепкие связи с музыкальной общественностью, концертными организациями, учебными заведениями. Творческие коллективы композиторов появились в Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, в Мордовии, Красноярске, Челябинске, Перми, Республике Адыгея, Смоленске, Калининграде, Кирове, Республике Коми, Костроме, Ярославле, Вологде, Брянске, Пензе, Белгороде, Чите (Забайкальская организация), Калуге, Абакане (Республика Хакасия), Подмосковье. Начало деятельности всех новых композиторских организаций всегда сопровождалось проведением фестивалей, концертов и творческих встреч.

На Одиннадцатом съезде в декабре 2015 года председателем Союза композиторов России был избран Р.Ф. Калимуллин. Рашид Калимуллин – один из ведущих российских композиторов, крупный музыкально-общественный деятель, талантливый управленец и организатор. С 1989 года возглавлял Союз композиторов Республики Татарстан, с 1995 по 2010 годы – секретарь и с 2010 г. – заместитель председателя Союза композиторов России. Рашид Калимуллин – автор и руководитель многих крупных международных и российских проектов, в их числе международного фестиваля «Дни японской и татарской музыки», международного фестиваля новой музыки «Европа–Азия», международного проекта симфонических концертов «Жемчужины русской и татарской музыки», Всероссийского музыкального фестиваля «Имена России». Р. Калимуллин является учредителем и создателем Центра современной музыки Софии Губайдулиной. Автор большого количества сочинений в разных жанрах.

В 2015 году был возрожден Международный фестиваль-конкурс патриотический песни «Красная гвоздика», ведущий свое начало с 1967 года.

11 мая 2017 года в Москве состоялся внеочередной съезд Союза композиторов России. В работе Съезда приняли участие известные композиторы и деятели искусств, такие как Рашид Калимуллин, Анатолий Кролл, Владимир Матецкий, Александр Клевицкий, Всеволод Задерацкий, Алексей Рыбников, Александр Чайковский, Юрий Потеенко, Александр Соколов и многие другие.

Одной из ключевых тем повестки заседания внеочередного Съезда стало избрание нового состава органов управления и, в том числе, членов Совета Союза композиторов. Председателем Совета организации был избран композитор, народный артист РФ Алексей Рыбников, почетным председателем Совета стал композитор, народный артист РФ Александр Чайковский. Участники Съезда также избрали Правление Союза композиторов, председателем которого стал народный артист РФ и Республики Татарстан Рашид Калимуллин.

Генеральным директором Союза была назначена заместитель генерального директора АО «Фирма Мелодия» Карина Абрамян. В завершение заседания собравшиеся уделили внимание вопросам дальнейшего развития Союза композиторов России и перспективам партнерства с Российским музыкальным союзом.

Фестивали Союза композиторов проводятся в целях пропаганды произведений профессиональных современных композиторов России, способствуя развитию творческого сотрудничества и приобщения к композиторскому творчеству талантливой молодежи. Одной из главных целей мероприятий Союза композиторов России является широкая экспозиция лучших произведений музыкального искусства и презентация жанрового многообразия музыки.

Планомерная работа проводится в области организации композиторских конкурсов: Международный конкурс по композиции имени С. Прокофьева в Санкт-Петербурге, председателем которого является Родион Щедрин, конкурс имени А. Петрова «Хрустальный камертон», председатель А. Петров, затем – В. Казенин, «Международный конкурс молодых композиторов имени П.И. Юргенсона», председатель В. Тарнопольский, Губернаторский международный юношеский конкурс имени В. Гаврилина в Вологде, детский конкурс по композиции в Нижнем Новгороде и многие другие.

Огромное внимание Союз композиторов России уделяет воспитанию творческой молодежи. С 2009 года при организации существует Молодежное отделение композиторов (МолОт), которое возглавляет Я.С. Судзиловский. МолОт регулярно проводит концерты молодых композиторов, прослушивание новых сочинений, дискуссии о проблемах композиторского творчества. В настоящее время в различных регионах нашей страны функционируют 40 представительств МолОта: в Москве, Петербурге, Казани, Уфе, Петрозаводске, Калининграде, Саратове, Якутии, Екатеринбурге, Новосибирске, Белоруссии, Франции, Армении и в других городах и странах. Ежегодно, начиная с 2012 года, проводится международный фестиваль «МолОт-Трансфест» – масштабный марафон современной музыки, где представлена музыка молодых авторов из разных республик бывшего СССР.

Союз композиторов России - это творческое объединение композиторов и музыковедов разных поколений. Объединение, которое, несмотря на изменившиеся контуры и принципы организации российской музыкальной жизни, занимается важнейшей миссией – нравственно-этическим воспитанием современного человека.