Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: Русские народные инструменты (по программе Е. Д. Критской).

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи:

  • раскрыть истоки создания народных инструментов,
  • способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,
  • воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.

Заранее учащимся даётся задание – провести поиск материалов по теме «Русские народные инструменты».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!

– О чём стихотворение?
– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Примеры)
– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?

2. Актуализация знаний

Споём закличку «Дождик»:

Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!

– Почему называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку?(Народ)
– Как родились народные песни?
– Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все верования сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Продолжите ряд – заклички, веснянки… (хороводы, колыбельные, былины, частушки, потешки).
– Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения?
– Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа.
– О чём нам могут рассказать народные песни? Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.

3. Постановка проблемы

– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».
– Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?

Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три годочка…

– Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Какие знаете русские народные инструменты?

Слайд 1. Назовите тему урока.

Слайд 2. Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? А моя цель и задачи?

4. «Открытие» нового

Слайд 3. На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»

– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?
– Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.
– Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?
– Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

Слайд 4. Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Название происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (фрагмент – «Как под яблонькой», русская народная песня).

Слайд 5. Что знаете о домре? (Cообщения учеников)

– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).

Слайд 6. Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.

А. Орлов

– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, высмеивали пороки, но и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев возродил домру по её изображению на рисунках (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).

Слайд 7. О каком инструменте говорится в загадке?

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.

– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).

Слайд 8. Рассматривание картины М. В. Нестерова «Лель. Весна». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слайд 9. Свирель русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи(музыкальный пример игры на свирели).

Слайд 10. Сообщения учеников

Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.

Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»

– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные(фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).

Слайд 11. Прослушайте звучание ещё одного инструмента.По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.

– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

Слайд 12. Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. Например, птица - наиболее распространенная свистулька - символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца - круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду - тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

Ученики демонстрируют звучание свистулек и рассказывают каждый о своей.

Слайд 13. Картина Б. М. Кустодиева «Масленица».Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?

Слайд 14. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.

– Прослушайте звучание бубенцов.

Слайд 15. Что в давние времена называли бубном? Что такое ратный бубен?

Выступления учащихся об истории создания этого инструмента.

– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.

– Прослушайте звучание бубна.

Слайд 16.

Была берёзовая чурка
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два.
Два чуда – две чудесных ложки!
Округлых, звонких, расписных!
Чечётку, даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!

Л. Логинов .

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Игра учеников на ложках, (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Задорный сормачек»).

Слайд 17. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.
Обращение к толковому словарю В.Даля (Что означает слово трещотка?)

Использование трещотки в народных обрядах. Исследование учащихся.

В. Даль в толковом словаре объясняет слово «трещотка» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

Музыкальный пример.

5. Первичное закрепление

Слайд 18. Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).

– Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
Л. Яковлев

– Как понимаете последние строчки?

– Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
– Какие инструменты звучали?
– Какой характер у мелодии?

Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.

6. Самостоятельная работа

Работа в парах: раздаются карточки с названиями инструментов, ученики делят на группы. Проверка – (слайд 19) .

7. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 20. Кроссворд «Инструменты народного оркестра»:

Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.
– Трёхструнный щипковый инструмент.
– Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок.
– На этом инструменте часто играли пастухи.
– Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны.
– Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
– Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки.
– Дудочка с голосом жалобного звучания.
– По вертикали получилось название оркестра «народный». Почему его так назвали?

Учащимся раздаются ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучит фрагмент плясового наигрыша «Смоленский гусачок» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Участие ребят в исполнении произведения.

8. Рефлексия

Слайд 21. Вывод

Что нового узнали? Чему научились?
– Какими слушателями и исполнителями были на уроке?

9. Домашнее задание

– Провести поиск материалов по теме «Баян».

Крылов Борис Петрович (1891-1977) Гармонист. 1931 г.

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?

Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.

«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.)

С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты.

Возможно случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность — шагаем в ногу со временем, приспособились, ласкаем слух «волнами и частотами»…

Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий…

1. Гусли


Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные — 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

История гуслей

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI — XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

2. Свирель


Генрих Семирадский Пастушок, играющий на свирели.

Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй - 450-470 мм. В верхнем конце ствола - свистковое устройство, в нижней части - по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

3. Балалайка

Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века, вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику.

Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

4. Баян

Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.


Абсолютные чемпионы мира по баяну Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков. Дуэт уже успел покорить огромное количество слушателей своим артистизмом

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру — конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант — гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна - «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян - инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Пожалуй, единственный инструмент, не претендующий на преждевременное исчезновение и «списание на полку» в рамках этой статьи. Но не рассказать о нем было бы тоже неправильно. Едем дальше…

5. Ксилофон

Ксилофон (от греческого xylon - дерево, древесина и phone - звук) - ударный инструмент с определенной высотой звука, конструкция которого состоит из набора различных по величине деревянных брусков (пластинок).

Ксилофоны бывают двухрядные и четырехрядные.

Играют на четырехрядном ксилофоне двумя выгнутыми ложечкообразными палочками с утолщением на концах, которые музыкант держит перед собой под углом параллельно плоскости инструмента на расстоянии 5-7 см от пластинок. На двухрядном ксилофоне применяется игра тремя и четырьмя палочками. Основной принцип игры на ксилофоне заключается в точном чередовании ударов обеих рук.

Ксилофон имеет древнее происхождение - простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов России, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века.

К русским народным инструментам также относятся: рожок,бубен, варган, домра, жалейка, калюка, кугиклы, ложки, окарина, свирель,трещотка и еще много других.

Хочется верить, что Великая страна сможет возродить народные традиции, народные гуляния, празднества, национальные костюмы, песни, пляски… под звуки настоящих исконно русских музыкальных инструментов.

А закончу статью на оптимистической ноте — досмотрите клип до конца — всем хорошего настроения!

В моих руках – душа России,
кусочек русской старины,
Когда продать гармонь просили,
я отвечал: «Ей нет цены».

Бесценна музыка народа,
что в песнях Родины живёт,
Её мелодией природа,
как тот бальзам на сердце льёт.

Не хватит золота и денег,
чтобы гармонь мою купить,
И тот, чей слух она заденет,
не сможет без неё прожить.

Играй, гармонь без передышки,
и утерев вспотевший лоб,
Я подарю тебя мальчишке,
иль другу положу на гроб!

Давно покрылись пылью, что на них играют лишь студенты музыкальных училищ да пожилые музыканты, то вы глубоко заблуждаетесь!Народные инструменты – это не дремучее прошлое, они популярны по сей день. Их активно используют не только народные коллективы, но и исполнители музыки различных стилей и жанров. От классики до рока и джаза все чаще можно услышать звучание гармони, балалайки, домры.

Немного истории

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.

В общую музыкальную культуру славянских народов вошли такие инструменты как: древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры.

На фото – народные инструменты славян

Не будем заглядывать так далеко в прошлое. Еще наш

и дедушки играли на таких народных и всеми любимыми музыкальных инструментах, как гармонь и балалайка. Некоторые инструменты (гусли и другие) после усовершенствования легли в основу современных оркестров народных инструментов.

Многие профессиональные музыкальные инструменты истоками уходят в так называемые «народные прототипы». Так, например, скрипка в далеком прошлом была народным музыкальным инструментом. От простейшей народной флейты произошла современная флейта, а отшалмея, хорошо известного специалистам по истории славянской культуры, – гобой.

В современной музыке народные инструменты чаще всего используют фолк-исполнители. Например,фолк-рокгруппа Мельница (кельтская арфа, мандолина, перкуссия) или русско-американская рок-группа RedElvises, работающая в стилях серф, фанк, рокабилли фолк-music (бас-балалайка). Легендарная рок-группа Калинов мост использует в своем творчестве баян, советская и российская рок-группа Ноль – баян, балалайку. Список исполнителей и инструментов можно продолжать. Давайте рассмотрим наиболее популярные музыкальные инструменты, используемые в современном творчестве.

Популярные народные музыкальные инструменты

Балалайка

– это музыкальный символ русского народа. Это русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным, слегка изогнутым деревянным корпусом. Длина инструмента варьируется от 600–700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас).Корпус склеен из отдельных сегментов (6–7), головка длинного грифа слегка отогнута назад. У инструмента три струны, а на грифе современной балалайки расположены 16–31 металлических ладов.


Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка дол

жна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и другие – для игры по нотам не используются.

Как выбрать «правильную» балалайку?

Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Только он может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

Хороший инструмент легко определить по его внешнему виду: он должен быть красивым по форме, собран из качественных материалов, хорошо отполирован.

Идеальная балалайка должна отвечать следующим требованиям:

  • Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин. Не очень толст и удобен для обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для грифа –это черное дерево.
  • Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.
  • Все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, то есть так, чтобы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. Лучший материал для ладов – белый металл и никелин.

  • Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента.
  • Дека, построенная из хорошей резонансной ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской, а не вогнутой внутрь.
  • При наличии навесного панциря следует обратить внимание на то, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцирь необходим фанерованный, из твердого дерева (чтобы не покоробился). Он предохраняет нежную деку от ударов и разрушения.
  • Верхний и нижний порожки должны быть сделаны из твердой породы дерева или из кости.

  • Подставка для струн в правильном инструменте выполнена из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасается с декой, без просветов.
  • Кнопки для струн (около нижнего порожка) выполнены из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидят в своих гнездах.
  • От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком толстые затрудняют игру и лишают инструмент певучести или рвутся.

Балалайка не так популярна среди исполнителей, но есть виртуоз и очень популярный исполнитель - Алексей Архиповский

Сегодня балалайку можно услышать не только в составе профессиональных оркестров. Пусть инструмент не так популярен, но среди исполнителей встречаются настоящие виртуозы. Один из них – Алексей Архиповский. Выдающийся музыкант исполнял композиции на открытии Олимпийских игр в Русском доме в Ванкувере, конкурса Евровидение и Первого Кинофестиваля имени Андрея Тарковского. Балалаечник широко известен и в интернет-пространстве. Билеты на концерты распродаются в считанные дни, что делает его одним из самых знаменитых исполнителей народной музыки на сегодняшний день.

Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. В России с ним путают несколько разновидностей лежачих арф. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые–столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.


В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры на гуслях и пения под их аккомпанемент. Наряду с щипковыми гуслями, основной прием игры на которых – щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях

– старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами.Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки и до сих пор существует у калмыков, татар и киргизов.

Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колков.

Виды домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни, поднявшийся до высот академического жанра.

Как выбрать «правильную» домру

Выбирая для себя домру, следует обратить внимание на следующее:

  • звук инструмента, а именно нравится вам звучание или нет;
  • тембр звучания по всему грифу должен быть ровным, без посторонних звуков, чтобы ничего не подтрескивало, не подзванивало, проверить нужно на каждом ладу;
  • смотрим, не повело ли гриф в сторону не повело ли гриф в сторону;
  • нужно слушать долготу звука, если есть выбор, то по долготе можно определить лучший инструмент;
  • важен фактор «полётности» звука (желательно проверить в большом помещении), сила звучания, звонкость, от него зависит, будет ли слышен инструмент в зале, так как в маленьком помещении ощущения могут быть другими;
  • инструмент должен быть удобным для рук, нужно обязательно поиграть, чем больше, тем лучше.

– струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от четырех до девяти жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента покрыта кожей, как барабан). В современной Америке словом «банджо» обозначается либо его теноровая разновидность с настроенными по квинтам четырьмя струнами, нижняя из которых – до малой октавы, либо пятиструнный инструмент с иной настройкой. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра.


Банджо –родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Нобанджо имеет звук более звенящий и резкий. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

Современное банджо бывает разных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраиваемый как гитара, тоже стал весьма популярным. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существуют различные стили игры.


Сегодня банджо обычно ассоциируется с музыкой в стилях кантри и блюграсс. В последнее время банджо стали использовать в самых разных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более недавно интерес к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.

– это миниатюрная четырёхструнная гавайская гитара. В переводе с гавайского «укулеле» – прыгающая блоха. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой.

Если вы только начинаете осваивать этот инструмент, то лучше начинать с сопрано или с концертной. Если у вас большая рука, то вам подойдет концертная укулеле. Она чуть больше сопрано, с большим количеством ладов. На ней удобнее брать аккорды.

Как выбрать укулеле

При выборе инструмента в музыкальном магазине обратите внимание на следующие моменты:

    Инструмент вам должен просто понравиться.

    Посмотрите внимательно, нет ли на нем трещин.

    Попросите продавца настроить инструмент. Если инструмент настраивается впервые, то вам придется повторять процесс настройки несколько раз, так как струны еще не растянуты и несколько дней они будут выходить из строя. Следует слегка потянуть за струну перед ее настройкой. Настраивать струну нужно от низкого тона к высокому.

    Следует проверить все лады на всех струнах, чтобы они строили и не «звенели».

    Струны должны легко нажиматься (особенно на первом и втором ладах). Расстояние между струнами и грифом не должно быть большим.

    Внутри ничего не должно дребезжать, когда вы играете. Все струны должны быть одинаковыми по громкости и ясности.

    Проверьте, ровный ли гриф.

    Если инструмент идет со встроенным звукоснимателем («pickup»), попросите подключиться к гитарному усилителю и проверьте, что все работает. Убедитесь, что батарейка в звукоснимателе новая.

    Обязательно рассмотрите несколько инструментов, прежде чем сделать выбор. Иногда дешевый инструмент какой-нибудь неизвестной фирмы вас сможет удивить.

Народные инструменты сегодня

В настоящее время в моде другие, более современные музыкальные инструменты, с электронной начинкой и множеством функций. Но хочется верить, что интерес к народным инструментам не угаснет со временем. Ведь их звучание самобытно и неповторимо.

В магазинах POP-MUSICпредставлены различные народные инструменты: балалайки, банджо, домры, мандолины, укулеле и другие. Опытные консультанты помогут вам сориентироваться и предоставят возможность реализовывать идеи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русские народные инструменты Подготовила: ученица 4 «А» класса ГБОУ Школа № 633 Никитина Алиса Учитель: Кириллова О.А. МОСКВА 2016

2 слайд

Описание слайда:

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа. Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка, гудок); язычковые (баян, гармошка); духовые (рожки, жалейка, свирель, кугиклы, варган, свистулька); ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка). Познакомимся с некоторыми из них. Классификация русских народных музыкальных инструментов

3 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: гусли Под гуслей звонкие напевы Влюблялись юноши и девы. На свадьбах гусли запевали И молодых благословляли. Под перебор волшебных струн Все веселились - стар и юн, Гусляр персоной важной слыл, Народа он душою был. Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве. Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание. Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые». Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами. В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема. Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого.

4 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: домра Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины. Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки. Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали. Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную. Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра. Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева. Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева. Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину. Домра - инструмент важнейший Красивый, с голосом нежнейшим. Когда ты струн рукой коснешься В старинный мир перенесешься! В ней чуткость, радость, доброта И всех созвучий красота! То загрустит, то засмеется! Вся прелесть звуков ей дана И дарит чудо нам она!

5 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: балалайка Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа. Само название инструмента - типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов). В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600-700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)- функцию баса. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

6 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: гудок Гудок (другое название – смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три струны. На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30-80 сантиметров. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ: В словаре Даля значение слова «гудок» трактуется, как род скрипки без выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в три струны. В отличие от тех же гуслей, в древнерусских письменах гудок не упоминается до середины XVII века. Вместо него в разных летописях XVI века упоминается инструмент «смык». Гудок не особенно поощрялся церковью. Например, в списках «Кормчей книги» – своде законов, православной церкви – говорится о невозможности «гудения лучцом».

7 слайд

Описание слайда:

Язычковые музыкальные инструменты: гармошка Что за медвежатки - Малые ребятки! Вместе с мамой выступают, На гормошечках играют! Громче всех гармошка С мишкину ладошку! Гармонь, или гармошка – это язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха. Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони. Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит. Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

8 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: рожок Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для воспроизведения песенных и танцевальных мелодий. Репертуар рожечников представлен достаточно широко. Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты). Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью. Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций. Выйдет в поле пастушок, Заиграет в свой рожок.

10 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: жалейка Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком. Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя. Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый. На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий. Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели. Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина). Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла.

11 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: свирель Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины. Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий. Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар. Вот тростник сухой и звонкой.. Добрый Пан! перевяжи Осторожно нитью тонкой И в свирель его сложи!

12 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: кугиклы Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение. Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения. Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).

13 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: варган Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук. Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания. С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне. Игра на варгане осуществляется следующим образом: · металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам; · через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух; · одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок. В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте. Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких предков. Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.

14 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: свистулька Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительному использованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки. Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки. В прежние времена, наши предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном. В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку. - Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя внутри? - Верь не верь ли, мой хороший, А внутри-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего.

15 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: дрова Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-предки. Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным. Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом. Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента. Старинный, экзотический русский народный ударный музыкальный инструмент дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.

16 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: ложки Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание. Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности. Ложки разными бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой. Ложки - пусть не фортепиано. Но у них свое пиано. Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели.

17 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: трещотка Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба). Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания. По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм). Через эти отверстия протягивается прочный шнур. Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел. Должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке. - Что за треск на всю округу? - Это мы трещим с подругой! - Ох, трещотки хороши, Прямо праздник для души!

18 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: бубен Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла. В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее. Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас, набат. Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней. Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице). Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению. Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается. Как пошел медведь плясать, Петь и в бубен ударять: - Бум! Бум! Трам - ра - ры! Улетайте, комары!

19 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: колотушка Колотушка – очень древний Русский народный ударный музыкальный инструмент. Сначала, он был предназначен для охранников и сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая колотушкой через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все в порядке. Со временем, этот музыкальный инструмент прочно закрепился в Русских Народных ансамблях. Редкий праздник обходился без мерного звучания колотушки. Получалось, что колотушка отбивает музыкальный ритм мелодии. Колотушка выглядит, как некий деревянный каркас-коробочка или какое-либо подобие простого барабана, обтянутого кожей. На верхний конец колотушки, как правило, привязывался небольшой деревянный шарик или кусочек дерева. Раскачивающие движения колотушки, заставляли шарик раскручиваться и ударяться о поверхность каркаса или мембраны. При этом слышались четкие, стучащие звуки. Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит. Над землей большая плошка Опрокинутой воды. Спит растение Картошка. Засыпай скорей и ты!

20 слайд

Описание слайда:

Русские музыкальные инструменты располагают большими техническими и художественными возможностями. Им под силу исполнение самых различных произведений - от простых, бесхитростных попевок, наигрышей и танцев до сложных оригинальных музыкальных сочинений. Многие из рассмотренных музыкальных инструментов находятся в развитии, совершенствуется их конструкция и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный народный репертуар. Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых народными инструментами, другой становится сама эстетика их звучания. Развитие русских народных музыкальных инструментов на современном этапе Сегодняшнее состояние инструментальной народной музыкальной традиции вселяет определённые надежды за ее сохранность и дальнейшее плодотворное развитие. Русские народные музыкальные инструменты представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре. Неразрывно связанные в своём развитии с духовной жизнью, практической деятельностью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями широких слоёв русского народа, они выражают богатство его внутреннего мира, неиссякаемый оптимизм, ум, глубину чувств, особые специфические черты нации.

21 слайд

Описание слайда:

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова Лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию. Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

22 слайд

Описание слайда:

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, мы все учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков. Вывод

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки