не», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации

Цель: ознакомить учащихся с творчеством французского писателя Стендаля на примере его романа «Красное и черное»; углубить знания школьников о французскую литературу XIX в., понятие «социально-психологическая проза»; развивать умение готовить сообщение на заданную тему, работать с дополнительной литературой, навыки анализа прозаического произведения, образов произведения, перевода, творческие способности школьников, связную речь, логическое мышление; способствовать развитию читательского кругозора.

Оборудование: учебник; портрет писателя; выставка произведений; текст* романа «Красное и черное» в переводе Есть. Старинкевич (или другом на выбор учителя).

Роман - зеркало, которое проносят большой дорогой;

оно отражает и лужи и небесную голубизну, и низменное и возвышенное.

Стендаль

Не для того, чтобы стать богатым, живет человек на земле, а чтобы стать счастливым.

Стендаль

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Беседа.

Чем был обусловлен переход от романтизма к реализму в середине XIX века?

Дайте толкование термина «реализм».

Определите основные черты реализма как литературно-художественного направления.

В какой стране реализм приобретает классических форм?

Какие объективные факторы повлияли на развитие реализма?

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

III. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

«Всегда работать для XX века»,- такое мнение в 1802 году выразил французский писатель Стендаль. Эту мысль-мечту можно считать ключом к пониманию основной направленности творчества писателя. Всю жизнь он пытался идти в ритме со временем, утверждая моральные ценности, которые бы отвечали духовным запросам следующих поколений. Стендаль как писатель-реалист и мыслитель смело обличает пороки буржуаВНОго мира.

Проблема человека и общества - в центре внимания великого писателя. Вместе с О. де Бальзаком Стендаль закладывает основы критического реализма во французской литературе. Новаторский характер эстетики Стендаля и стал причиной того, что французский писатель не был признан при жизни. Его романы остались почти незамеченными критикой. Только отдельные выдающиеся писатели дали надлежащую оценку творчества Стендаля. Среди них - Гете, Байрон, Бальзак, Флобер.

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь Стендаля

Настоящее имя писателя Стендаля - Анри Мари Бейль. Он родился 23 января 1783 года в Гренобле, на юге Франции. Детство его было безрадостным. В своей лирической исповеди «Жизнь Анри Брюлара» он писал: «Два злых гения ополчились против моего бедного детства - тетя Софи и отец».

Отец, Шерюбен Бейль, адвокат местного парламента, кавалер ордена Почетного легиона и помощник мэра в Гренобле, был человеком жадным до денег, хитрой, роялистом за настроениями. Анри не любил отца, для которого духовные интересы сына были чужими. С годами отчуждение между ними росло, превращаясь в ненависть. Тетя Софи оказалась ханжою и религиоВНОй фанатичкой.

Мать, Генриетта Ганьйон, очаровательная молодая и образованная женщина, пристрастилась Данте, читая его в оригинале, умерла, когда мальчику было семь лет. Эта потеря на всю жизнь запечатлелась в его сердце.

Настоящим другом и воспитателем мальчика был дед по матери Анри Ганьйон, доктор медицины. Пылкий поклонник Вольтера, которого видел во время своего паломничества в Ферней, дед передал внуку свою любовь к литературе и науке, привил культ Горация, Софокла, Эврипида. Дед познакомил с творчеством Анри Ариосто, в частности с «Неистовым Роландом», что сыграло большую роль в формировании характера юноши. Дядя, Ромен Ганьйон, молодой, остроумный и легкомысленный, открыл Анри неведомый мир искусства, поведя его в театр на «Сида».

Учился Анри в Центральной школе Гренобля. Там парень впервые оказался в среде ровесников. Анри учился неплохо, даже получал награды, в том числе по литературе. Но его образование не ограничилось только школой. Он учился играть на скрипке, кларнете, брал уроки пения. И настоящей страстью стала для него математика. «Я любил и теперь еще люблю математику ради нее самой, ибо она не допускающую лицемерия и неясности - двух свойств, которые мне наиболее отвратительны»,- писал Стендаль. Он хотел поступить в Политехническую школу, но потом передумал, поскольку утратил интерес к математике. Юношей овладела новая мечта - жить в Париже и писать комедии.

Решающий поворот в жизни Стендаля произошел в 1800 году. Его родственник граф Дарю, в то время старший секретарь военного министерства, а впоследствии министр и статс-секретарь Наполеона, устроил Анри в канцелярию министерства. Но Стендаль не проявил способностей к канцелярской работы и занимался ею недолго. Через некоторое время он вступает в наполеоновской армии, в которой прослужил более двух лет.

В 1802 году Стендаль оставил армию и вернулся в Париж. У него много планов, но они так и остались неосуществленными. Кроме того, страданий причиняли материальные лишения. В поисках заработка Стендаль уезжает в Милан и устраивается до торговой фирмы. И торговля не удовлетворила его, он возвращается в Париж и в 1806 году вновь поступает на военную службу. Стендаль принимал участие в московском походе Наполеона, пережил русский холод и паническое отступление французов. Постепенно меняется его отношение к Наполеону, появляется неприятие тирании и деспотии французского императора. Причину его падения он видит в том, что Наполеон предал революцию.

Стендаль уходит в отставку и уезжает в Италию, в которой живет около семи лет. Именно здесь в 1814 году вышла его первая книга «Письма, написанные в австрийской Вене о знаменитого композитора Гайдна» под псевдонимом Луи-Александр-Сезар Бомбы. В Италии Стендаль путешествует по городам, изучает итальянскую культуру, поддерживает связи с карбонаріями. Позже писатель отдаст дань уважения героическим участникам этого движения, создав образы карбонариев Пьетро Міссіріллі в «Ванина Ванини», Ферранте Палла в «Пармской обители», графа Альтамиры в «Красном и черном».

в 1821 году Стендаль возвращается в Париж и погружается в литературную работу. 1827-м выходит его первый роман «Арманс».

В 1830 году Стендаль вновь уходит на административную службу, получив назначение французского консула в г. Триесте. Но правительство Австрии отказался утвердить его, и Стендаль стал консулом в маленьком приморском городе Чивита-Векк"я. В свободное от служебных обязанностей время Стендаль занимается литературной деятельностью. Из-под его пера один за другим появляются шедевры: «Ванина Ванини»,

«Красное и черное», «Люсьен Левен» («Красное и белое»), «Пармская обитель», «Итальянские хроники», «Записки туриста» и т.д. Кроме того, Стендаль пишет много литературных трудов по искусству («История живописи Италии», «Расин и Шекспир», «Прогулка по Риму», «Музико, единственная моя любовь!») и книги о Наполеоне.

В 1836 году Стендаль достает вожделенную долгосрочный отпуск в Париж. Живя три года в Париже, он ездит по всей Франции, а также посещает Испанию, Англию, Шотландию, Ирландию. В 1839 году писатель возвращается в Чивита-Векк"ї, где продолжает работать над своими произведениями. У Стендаля много творческих планов. Он писал: «...На литературном поприще я вижу еще много дел, которые стоят передо мной. Труда, которую я накреслюю, хватило бы на десять жизней». Но художник не знал, что жить ему осталось совсем мало и большинству задуманному не суждено было осуществиться.

22 марта 1842 года Стендаль, который находился в Париже, потерял сознание перед дверью министерства иностранных дел и ночью умер от удара. Вместе с Коломбом и Мериме на Монмартрский кладбище провожал его Александр Тургенев, который за пять лет до этого сопровождал до Святых Гор тело убитого Пушкина. О. де Бальзак в те дни написал: «Франция, ее литература потеряли одного из необычных людей нашего времени». На памятнике над могилой писатель завещал написать простые слова «Жил. Любил. Страдал», в которых желал отразить все коллизии своей жизни.

А на следующий день после погребения во всех французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр похоронен «малоизвестного немецкого поэта Фридриха Стендаля». Это была последняя насмешка судьбы.

В литературной биографии «Жизнь Анри Блевала», написанной в 1835 году, Стендаль отметил: «Что касается меня, я беру билет в лотерее с главным выигрышем: иметь читателей в 1935 году». Жизнь показала, что сбылись самые смелые мечты писателя. Более двухсот лет прошло со дня его рождения, а живой голос писателя страстно и молодо звучит и сегодня, волнуя сердца читателей.

3. Работа со вторым эпиграфом урока.

Выразительно прочитайте слова Стендаля, что служат вторым эпиграфом урока.

Подумайте, можно ли из этих слов определить, что было главным для писателя. (Можно сказать, что так. Ведь всю жизнь Стендаль стремился к счастью, хотя не всегда его имел.)

4. Сообщение подготовленного ученика.

История создания романа «Красное и черное»

Сюжет этого романа подсказала хроника одного процесса, прочитанного Стендалем в «Судебной газете». Молодой Антуан Берте, воспитатель детей в провинциальной дворянской семье, становится любовником их матери. В приступе ревности он совершает покушение на ее жизнь, делает попытку покончить с собой и погибает на гильотине.

Литературоведы считают, что роман может иметь и другой источник. Это судебный отчет о деле Лафарга, рабочего-краснодеревщика, выходца из мелкобуржуаВНОй среды. Лафарг любил свое ремесло, интересовался философией и литературой, был скромным, но самолюбивым и гордым. Одна легкомысленная девушка сделала его своим любовником, а потом бросила. Обиженный, измученный ревностью, Лафарг решил убить девушку, а сам предпринял неудачную попытку покончить жизнь самоубийством.

Конечно, этих двух людей нельзя отождествлять с главным героем романа Жульеном Сорелем. Стендаль, отталкиваясь от обоих прототипов, нашел в фактах судебной хроники источник грандиоВНОго художественного и философского обобщения о природе современного общества.

5. Работа с первым эпиграфом урока.

Выразительно прочитайте слова первого эпиграфа, взяты из текста романа «Красное и черное».

Подумайте, какое символическое значение в этом высказывании может иметь слово «зеркало»? (Слово «зеркало» в данной фразе может быть синонимом понятия «реализм». Но отметим, что Стендаль никогда слепо не копировал действительность, а отражал ее типичные явления.)

Что отразило «зеркало» романа «Красное и черное»? (Личная жизнь героя и общественную действительность.)

6. Проблемные вопросы. Работа с подзаголовком и эпиграфами к роману.

Известно, что роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Подумайте, на каком основании автор выбрал этот подзаголовок? (Действие романа происходит в период Реставрации (1814-1830 гг.). В это время было провозглашено восстановление монархии в лице Людовика XVIII, при условии приведения его к присяге на верность конституции, составленной сенатом, которая отличалась тем, что была более либеральной по сравнению с наполеоновской. Литература этой эпохи направлена на анализ общества. Отметим, что «поэтическим правосудием» занимались и романтики, и реалисты. В произведении не только глубоко раскрывается внутренний мир главного героя Жульена Сореля, но и изображается широкая панорама тогдашней действительности, связей и противоречий, которые существуют между всеми слоями общества - провинциальным дворянством, старинной столичной аристократией, буржуа и служителями церкви.)

7. Задания для учащихся.

Охарактеризуйте провинциальных дворян городка Верьер. (Это малообразованные, грубые, меркантильные, беспринципные мещане, равнодушные ко всему, что не может дать наживы, чины или кресты, ненавистные к любым проявлениям мысли, к тому, что противоречит их представлениям о жизни.)

8. Беседа.

Какую роль, по вашему мнению, играет эпиграф к роману? (Эпиграфом романа служат слова Дантона: «Правда, суровая правда». Они подчеркивают обличительном смысле произведения.)

Дайте толкование эпиграфа к первой главе романа. («Соберите вместе тысячи людей - оно вроде как и неплохо. Но в клетке им будет невесело». Эта фраза довольно символическая. Клетка - это условности жизни. Как известно из содержания романа, каждый из героев находится в своей клетке (условности провинции, семинарии, столицы) и должен им подчиняться. Любое малейшее неповиновение имеет трагические последствия.)

Подумайте, какую роль играют эпиграфы к каждой главе романа. Подтвердите свое мнение конкретными примерами. (Каждая глава романа имеет эпиграф, который довольно тонко настраивает читателя на события, которые будут описаны в нем.)

9. Творческое задание.

Проследите, в чем заключается особенность композиции романа. (Роман имеет круговую композицию. Действие начинается в Вер"єрі там и заканчивается. Отметим, что круг, в котором происходит действие произведения, сужается в конце романа и заканчивается смертью героя. Сцены в тюрьме является кульминацией романа.)

Проанализируйте художественный мир произведения. (Действие произведения происходит в Вер"єрі (дом господина де Реналя, жизнь городка), Безансоне (семинария), Париж (дом маркиза де Ла-Моля), Верьер (тюрьма). Идейная и художественная ткань произведения основывается на взаимосвязи двух планов - развитие событий, участниками которых являются персонажи романа, и внутреннее действие, движение мыслей и чувств главного героя Жульена Сореля.)

В чем заключается особенность изображения пейзажа в произведении? (Роман начинается великолепным пейзажем, который у Стендаля является функциональным. Признаки времени разрушают красоту этого края. Поток, несущийся с гор, приводит в движение большое количество лесопилок, кроме того над всем царит гвоздильна фабрика, принадлежит мэру.)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Итоговая беседа.

Какое настоящее имя Стендаля?

Назовите основные произведения писателя.

Каково ваше впечатление от романа «Красное и черное»?

Что за события легли в основу романа «Красное и черное»?

Какова композиция романа?

Назовите героев романа.

Какие социальные группы изображены в произведении?

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать цитаты к образу Жульена Сореля.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об экранизации романа Красное и черное».

Фредерик Стендаль (наст. имя Анри Мари Бейль) — классик французской литературы, положивший начало ре-алис-ти-чес-ко-му пси-хо-ло-гиз-му и выразивший в своем творчестве героический дух, высвобожденный эпохой Великой французской революции и на-по-ле-он-ов-ских войн. Свое творческое кредо Стендаль сформулировал следующим образом: «Применить приемы математики к человеческому сердцу и положить в основу творческого метода и языка чувств. В этом — все искусство».

Жизнь Стендаля в датах и фактах

1796-1799 гг.  — учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.

1799 г.  — отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.

1800-1814 г.  — годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи), участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира — Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве, в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837), оставшихся неоконченными.

1814 г.  — реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев (от итал. carbonari  — угольщики) — борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.

1821 г.  — после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.

1822 г.  — закончил работу над «Трактатом о любви» , в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.

1827 г.  — напечатал свое первое художественное произведение — роман «Арманс. Сцены из жизни парижского салона 1827 г. ».

1829 г.  — увидели свет его путевые заметки «Прогулки по Риму» и новелла «Ванина Ванини» . Материал с сайта

1830 г.  — создал роман «Красное и черное» , утвердивший реалистическое направление во французской литературе. В этом же году Стендаль поступил на дипломатическую службу и, получив назначение на пост французского консула в Италию, обосновался в небольшом приморском городке Чивитавеккьи.

1830-1840 гг.  — период творческого взлета. За это время из-под пера Стендаля вышли «Воспоминания эгоиста» (1832), роман «Люсьен Левен» (1835), автобиографические заметки «Жизнь Анри Брюлара» (1836), цикл рассказов «Итальянские хроники» (1839) и роман «Пармская обитель» (1838), написанный всего за пятьдесят два дня. В конце этого периода писатель взялся за новый роман — «Ламьель» .

Стендаль хронологическая таблица жизни и творчества изложена в этой статье.

Стендаль хронологическая таблица

Мари-Анри Белль (псевдоним Стендаль)- французский писатель, один из основоположников психологического романа. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

1796–1799 гг.  - учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.

1799 г.  - отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.

1800–1814 г.  - годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи), участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира - Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве, в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837), оставшихся неоконченными.

1814 г.  - реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев (от итал. carbonari  - угольщики) - борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.

1821 г.  - после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.

1822 г.  - закончил работу над «Трактатом о любви» , в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.

1827 г.  - напечатал свое первое художественное произведение - роман «Арманс. Сцены из жизни парижского салона 1827 г. ».

1829 г.  - увидели свет его путевые заметки «Прогулки по Риму» и новелла «Ванина Ванини» . Материал с сайта http://iEssay.ru

1830 г.  - создал роман «Красное и черное» , утвердивший реалистическое направление во французской литературе. В этом же году Стендаль поступил на дипломатическую службу и, получив назначение на пост французского консула в Италию, обосновался в небольшом приморском городке Чивитавеккьи.

1830–1840 гг.  - период творческого взлета. За это время из-под пера Стендаля вышли «Воспоминания эгоиста» (1832), роман «Люсьен Левен» (1835), автобиографические заметки «Жизнь Анри Брюлара» (1836), цикл рассказов «Итальянские хроники» (1839) и роман «Пармская обитель» (1838), написанный всего за пятьдесят два дня. В конце этого периода писатель взялся за новый роман - «Ламьель» .

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Фредерика Стендаля

Фредерик Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа. Свои работы писатель издавал под различными псевдонимами, но самые важные из них подписывал именем Стендаль. Родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката. Воспитанием мальчика занимались его тетка и отец, так как он рано лишился матери. Больше всего он любил своего деда Анри Ганьона. Тот в свою очередь увлекался творчеством просветителей, с которым познакомил своего внука. Стендаль с детства знал работы Гельвеция, Вальтера, Дидро.

Образование мальчик получал в гренобльской школе. Там его особенно увлекали философия, логика, математика и история искусства. В 1799 году он отправился в Париж, где поступил на службу в армию Наполеона. Вскоре юноша был направлен на север Италии. В эту страну он сразу же влюбился и навсегда. В 1802 году он покинул армию, но через три года снова примкнул к ней. В чине военного чиновника он посещал многие страны Европы. Во время этих поездок он записывал все свои наблюдения и размышления в толстые тетради, часть которых не сохранилась.

Стендаль принимал участие в русской кампании Наполеона и был свидетелем Бородинского сражения. После войны он подал в отставку и перебрался в Италию. Именно в этот период он всерьез занялся литературной деятельностью. Его первые произведения были связаны с историей и искусством Италии. В связи с тяжелой политической ситуацией в стране и гонениями республиканцев, он был вынужден покинуть страну и вернуться во Францию. С 1830 года он снова находился в Италии в качестве французского консула.

В 1820-е годы Стендаль всерьез увлекся реализмом. Сначала появился роман «Арманс» (1827), затем повесть «Ванина Ванини» (1829), а самая знаменитая книга писателя «Красное и черное» вышла в свет в 1830 году. В последние годы своей жизни Анри Бейль очень плохо себя чувствовал. Он умер 22 марта 1842 года прямо на улице от аневризмы аорты.

Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.

В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.

Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в , чтобы поступить в Политехническую школу.

Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.

В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.

Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.

Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.

Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.

Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.

В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.

Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.

Произведения Стендаля

Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.

После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.

В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.

В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.

К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».

После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.

Личная жизнь

В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.

При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.

Смерть

Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.

Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.

За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.

Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.

Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Если вам понравилась краткая биография Стендаля – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!