страница 1

Внеклассное мероприятие для старших классов, посвященное 75 – летию со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина подготовила заведующая библиотекой МКОУ «СОШ с. Сафаровка» Сунчаляева Асия Абдулловна.

Оформлен стенд, посвященный юбилею писателя, содержащий листовые цветные иллюстрации.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, затем проведем литературный суд по его произведению «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 года, в поселке Усть-уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в этих же местах, в приютившейся неподалеку (по сибирским меркам), всего в полусотне километров от Усть-Уды, деревне с красивым напевным именем Аталанка.

Мать – Распутина Нина Ивановна, отец – Распутин Григорий Никитич.

Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, чистого, незамутненного народного языка. Недаром он и сейчас живет в Иркутске, часто приезжая в Москву.

В большом автобиографическом очерке одной поездки «Вниз и вверх по течению», опубликованном в 1972 г., Распутин описывает свое детство: родную природу, односельчан – все то, что формирует душу ребенка и его характер.

В 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь» Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывает и укрепляет в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя в Аталанке не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, полуголодной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - спустя десятилетия отметит писатель. Но о тех же годах он скажет: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

Окончив местную начальную школу, он вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет написан знаменитый рассказ «Уроки французского» и создан фильм).

Распутин хотел стать учителем. В те годы он много читал, любимыми его писателями были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Учась в университете, он стал сотрудничать в газетах. 1957 года на страницах газеты «Советская молодежь» появился первый материал Распутина. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет и писал об этом. В 1966 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла его книга «Край возле самого неба». Потом в Красноярском издательстве выходит книга очерков «Костровые новых городов». Появляются рассказы «Человек с того света», «Маша куда-то ушла», «Рудольфио».

В 1967 году в «Литературной России» был опубликован рассказ «Василий и Василиса». С этого рассказа наступил как бы новый период в творчестве Распутина – он стал профессиональным писателем. В том же 1967 году появляется его повесть «Деньги для Марии», которая привлекла к автору внимание критиков и принесла ему заслуженную всесоюзную славу.

В 1969 году в журнале «Наш современник» появилась новая повесть Распутина «Последний срок». Повесть эту писатель назвал главной среди своих книг. Тема повести – щемящая тема жизни и смерти. Что оставляет человек, уходя из жизни? Старуха Анна – и её дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Таньчора. В 1974 году тоже в «Нашем современнике» публикуется его повесть «Живи и помни», за которую писатель был удостоен в 1977 году Государственной премии.

В 1976 году появилась повесть «Прощание с Матёрой» («Наш современник» № 9-10,за 1976 год). Деревню должны затопить, а её жителей перевозят на новое место жительства, в новый поселок. Не всех это устраивает. В 1983 году вышел на экраны кинофильм «Прощание», снятый по этой повести режиссёрами Ларисой Шепитько и Элемом Климовым.

В июльском номере за 1985 год редакция журнала «Наш современник» публикует повесть Распутина «Пожар». Эта повесть будто бы продолжает написанную ранее повесть «Прощание с Матёрой».

Все произведения Распутина: рассказы и очерки, статьи и публикации – наполнены болью о России, о её судьбе, о её людях.

В статье «Мой манифест» он написал: «Мы оказались вдвинуты в жестокий мир законов, каких прежде не знала наша страна… Столетиями литература учила совести, бескорыстию, доброму сердцу – без этого Россия не Россия и литература не литература… К нашим книгам вновь обратятся сразу же, как только в них появится волевая личность – не супермен, играющий мускулами и не имеющий ни души, ни сердца: не мясной бифштекс, приготовляемый на скорую руку для любителей острой кухни, а человек, умеющий показать, как стоять за Россию, и способный собрать ополчение в её защиту».

С 1967 года Распутин – профессиональный литератор и член Союза писателей СССР.

НАГРАДЫ:


  1. Герой Социалистического труда (1987)

  2. Два ордена Ленина (1984, 1987)

  3. Трудового Красного Знамени (1981)

  4. Знак Почета (1971)

  5. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)

  6. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

  7. Орден Александра Невского (2011).
ПРЕМИИ:

  1. Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987)

  2. Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968)

  3. Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992)

  4. Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994)

  5. Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995)

  6. Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева

  7. Лауреат премии Александра Солженицына (2000)

  8. Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001)

  9. Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003)

  10. Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004)

  11. Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005)

  12. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005)

  13. Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010)

  14. Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
Валентин Григорьевич – Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

15 марта 2012 года Валентину Григорьевичу Распутину исполнилось 75 лет. Писатель живет и работает в Иркутске и Москве.

В очерках, рассказах, повестях Распутина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове. Природа, ставшая близкой в детстве, ожила и заговорила неповторимым своим языком в книгах. Конкретные люди стали литературными героями.

Карандаш… Бумага…

Вроде ерунда:

Чёрные на белом буковки, словечки.

А прочтёшь, бывает, строчку иногда –

И тепло вдруг станет, как зимой у печки.

Флор Васильев, перевод с удмуртского.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В. РАСПУТИНА

«ЖИВИ И ПОМНИ»

Сценарий мероприятия для старших классов


  1. Место проведения: компьютерный класс.

  2. Слайд 1:
Тема: Нравственный закон, которым держится жизнь.

Цель: Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон;

воспитывать патриотизм, чувство ответственности за содеянное, вдумчивого читателя.

Эпиграф:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство,

А есть еще:

Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

А. Яшин

3. Слайды (кадры) из фильма «Живи и помни»

(после демонстрации слайдов начинается литературный суд). Суд проходит на фоне одного из слайдов.


  1. Сцена: три стола: один – в центре, два – по краям. На столах таблички с надписями: судья, прокурор, адвокат, Андрей Гуськов, Настена.
Свидетели сидят в первых рядах.

  1. На столе судьи – книга В. Распутина «Живи и помни».

  2. Театральные реквизиты: гимнастерка с орденами, пилотка, костюм судьи, прокурора, платки разноцветные, шапка, кепка.

  3. Состав суда:
Судья, секретарь, прокурор, адвокат, подсудимый

Свидетели: Настена, Михеич, Семеновна, Иннокентий Иванович


  1. Автор – Валентин Григорьевич Распутин

  2. Фотограф
Ход мероприятия:

Вступительное слово библиотекаря:

Сегодня участникам суда предстоит осудить или оправдать главных героев: Андрея Гуськова, Настену. Они, оказавшись один на один со своей совестью, поступили так, а не иначе.

СЕКРЕТАРЬ: - Прошу всех встать. Суд идет!

СУДЬЯ: Слушается дело по обвинению Андрея Гуськова по факту измены Родине в годы Великой Отечественной войны, потере нравственно-гражданских качеств.

СЕКРЕТАРЬ: Оглашается состав суда:

- судья

- прокурор

- адвокат

- подсудимый: Андрей Гуськов

Свидетели:

Настена


-Михеич

Семеновна


СУДЬЯ: Прошу садиться! Слово для обвинения предоставляется прокурору. Подсудимый, встаньте!

ПРОКУРОР: Андрей Гуськов обвиняется в дезертирстве, измене Родине, предательстве по отношению к своим боевым товарищам, воровстве, смерти жены, а также потере нравственно-гражданских качеств.

СУДЬЯ: Подсудимый, вы имеете право на защиту в лице адвоката. Вы признаете себя виновным?

ПОДСУДИМЫЙ: Нет!

СУДЬЯ: Расскажите подробнее основные факты вашей биографии, приведшие вас к преступлению.

ПОДСУДИМЫЙ: Я, Андрей Гуськов, уроженец деревни Атамановка Иркутской области. Женат на Гуськовой Настене, имею преклонного возраста. В 1941 году был призван на фронт, честно воевал четыре года, дважды ранен, контужен, служил в разведке, зимой 1945 года находился на излечении в госпитале в Новосибирске. Врачи говорили, что я отвоевался, но почему-то после излечения я получил приказ о возвращении на фронт. Вот тут во мне все возмутилось: дом был недалеко, больше всего я думал о Настене, родителях. Ведь я же с первых дней в этом кровавом пекле. Думал, только на один день загляну к родным. Вместо того чтобы сесть в поезд, идущий на запад, я сел в поезд, который увез меня в Иркутск. Месяц прожил у глухонемой женщины Татьяны, затем по ночам добирался до Атамановки. Ночью подошел к дому, взял топор. Вскоре встретился с Настеной.

ПРОКУРОР: Вы отрицаете факт дезертирства, в то время когда ваши товарищи и с ними вся страна сражалась с врагом?

ПОДСУДИМЫЙ: Я не отрицаю, но считаю, что свой долг перед Родиной я выполнил, честно отвоевав четыре года. Я ведь не какой-то молодой пацан, только что взявший в руки оружие.

ПРОКУРОР: Вам предъявлено обвинение в доведении жены Настены до самоубийства. Именно из-за вас она вынуждена была лгать Михеичу, Семеновне, односельчанам, она, которая никогда не могла сказать неправду. Вы её использовали в своих интересах.

ПОДСУДИМЫЙ: Я не согласен. Настена сама приходила ко мне, по собственному желанию: приносила продукты, ружье, а что у нас должен был появиться ребенок, так это для нее большое счастье, да и для меня тоже.

АДВОКАТ: Я протестую против обвинения прокурора. За все годы войны Андрей пользовался авторитетом у товарищей, а жена погибла сама, вследствие погони за ней. Встречи происходили по взаимному согласию. В конце концов, она – жена Андрея, поэтому не могла поступить иначе.

ПРОКУРОР: Хорошее согласие! Ведь это вы, Андрей, пригрозили Настене: «Скажешь кому – убью, мне терять нечего!»

ПОДСУДИМЫЙ: Я оказался в безвыходной ситуации. В любом случае, если бы я сдался сам, получил бы расстрел. Если бы выловили – тоже расстрел, я это прекрасно понимал. Вину свою в этом признаю.

ПРОКУРОР: Вы также обвиняетесь в садизме: убили теленка на глазах у коровы-матери и наблюдали его предсмертные судороги, представляя свой конец.

АДВОКАТ: Я протестую. Потребность в пище необходимость, кроме охоты и рыбалки в тайге питаться нечем.

ПРОКУРОР: Вот поэтому вы и сняли с кукана рыбу у своих односельчан, тем самым подтвердив факт воровства.

ПОДСУДИМЫЙ: Мне нужно было чем-то жить.

АДВОКАТ: Протестую! Мой подзащитный находился в исключительных обстоятельствах.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Приглашается свидетель Гуськова Настена. Прошу говорить только правду. Дача ложных показаний влечет уголовную ответственность.

Когда вы увиделись в первый раз с мужем? Почему не поставили органы власти в известность? Для чего продали часы?

НАСТЕНА: В начале февраля у нас пропал топор. Только домашние знали, где он хранится. Я сразу подумала об Андрее, взяла краюху хлеба, истопила баню, стала ждать. Вскоре объявился Андрей. С Андреем я была готова разделить всю чашу позора. Именно поэтому я вынуждена была лгать Михеичу, продавать часы, чтобы купить Андрею продукты. В День Победы я радовалась вместе со всеми, но и понимала, что не имею права на эту радость. Была, конечно, и обида: «А как же я? А обо мне он подумал?»

Может, и хорошо, что меня с ребенком ожидал такой конец, всю жизнь на нем бы лежало пятно предательства отца, да и на мне тоже. Однажды я несла чугунок с картошкой, а из него выпали две картофелины, я подумала, что вот и мы с Андреем остались в стороне от людей.

СУДЬЯ: Прошу садиться! Приглашается свидетель Михеич. Догадывались ли вы о присутствии сына вблизи Антоновки?

МИХЕИЧ: Догадывался. Сначала исчез топор, потом ружье, от Андрея не было вестей. Приезжали из города, интересовались, не появлялся ли Андрей. А вот беременность Настены подтвердила все мои подозрения. Я её просил: «Христом Богом молю, дай последний раз увидаться. Че ж он мою седину-то позорит?» А она: «О чем ты, тятя?»

СУДЬЯ: Прошу садиться! Вызывается свидетель, мать Андрея Гуськова, Семеновна. Догадывались ли вы о присутствии сына?

СЕМЕНОВНА: Нет, не догадывалась. До последнего думала, что он без вести пропавший, пусть хоть мертвый огонек мне светит!

ПРОКУРОР: Как вы отнеслись к беременности невестки?

СЕМЕНОВНА: Я ей сказала: «Ты девка, не брюхата ли? О-ёёёй! Стыд-то какой, Господи! Андрюшка прийдет, а она готовая! Брысь из дому, блудня!» А о том, что Андрей не на фронте, даже мысли не допускала.

СУДЬЯ: Прошу садиться! Вызывается свидетель Иннокентий Иванович.

ПРОКУРОР: Почему Вы с милиционером Бурдаком гнались на лодке за Настеной?

Иннокентий Иванович: Я давно её подозревал, еще когда часы мне предлагала, а когда спросил, кто её такой медалью наградил, сомнений не осталось.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Приглашается свидетель Надька. Почему вы думали, что ребенок у Настены от Андрея?

НАДЬКА: Сначала я не думала, удивилась. Это че на самом деле деется? Вот это свистулька-пикулька! Андрей ведь убьет! А потом слышу от баб, будто пузо от своего мужика наростила. Андрей, как ты мог подставить под такой удар жену и своего ребенка? Двумя жизнями пришлось расплачиваться за твой позор. Настену деревня не отвергла бы совсем, но пятно на них лежало бы всю жизнь.

ПРОКУРОР: На основании показаний прошу перевести Настену из свидетелей в обвиняемые.

АДВОКАТ: Я протестую! Она пострадала больше всех!

СУДЬЯ: Протест удовлетворен. Переходим к прениям сторон. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

ПРОКУРОР: Уважаемый суд! Факт дезертирства доказан. Предлагаю признать Андрея Гуськова виновным в измене Родине, в смерти жены и не родившегося ребенка и в воровстве.

Часть 1: Назначить ему высшую меру наказания: расстрел.

Часть 2: Признать полную потерю нравственно-гражданских качеств.

АДВОКАТ: В связи с признанием своей вины перед Родиной прошу смягчить приговор: исключить пункт об убийстве жены и ребенка, о воровстве.

СУДЬЯ: Подсудимый, признаете ли Вы свою вину?

ПОДСУДИМЫЙ: Да, полностью.

СУДЬЯ: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

СЕКРЕТАРЬ: Прошу всех встать, суд идет!

СУДЬЯ: Предоставляется последнее слово подсудимому.

ПОДСУДИМЫЙ: Я согласен с приговором.

АВТОР В. РАСПУТИН: Утеря нравственных устоев влечет за собой потерю нравственного человеческого облика вообще. Одно преступление Андрея потянуло другие. Но Андрей обречен мною на жизнь, чтобы нести нравственное наказание за свое преступление. Потому повесть и называется «Живи и помни». Это наказ и всем нам.

В ролях:

Судья: Амирова Лилия 11 кл.

Секретарь: Бахтиева Регина 8 кл.

Прокурор: Сунчаляев Руслан 11 кл.

Адвокат: Амиров Эльбрус 9 кл.

Подсудимый: Абдрахманов Артур 9 кл.

Настена: Тимербулатова Лидия 9 кл.

Михеич: Янбулатов Наиль 11 кл.

Семеновна: Кабулова Рузиля 8 кл.

Иннокентий Иванович: Бахтиев Рамазан 8 кл.

Фотограф: Жалилов Виль 9 кл.

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе

«Литературная гостиная. По страницам произведений Валентина Распутина».

Разработала Молоцило Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы.

п.Боровской

2012

Сценарий открытого мероприятия «Литературная гостиная. По страницам произведений В.Г.Распутина".

Цели: знакомство с жизнью и творчеством В.Г.Распутина , формирование литературного и эстетического вкуса, навыка выразительного чтения, развитие коммуникативной компетенции, устной речи, расширение читательского кругозора, воспитание патриотических чувств.

Оборудование : высказывания русских писателей о роли чтения и художественной литературы, портреты и фотографии В.Г.Распутина, выставка книг В.Г.Распутина.

Ведущий . При подготовке к мероприятию каждому классу было предложено познакомиться с каким-либо произведением В.Г.Распутина, прочитать стихотворения поэтов-земляков, посвящённые писателю. Выступления каждого класса будет оценивать жюри (представление жюри). При выставлении баллов будут учтены самостоятельность ответа, уверенность изложения, речь выступающих, разнообразие форм представления прочитанных вами произведений (инсценирование или чтение по ролям и т.д.)

    Ведущий . В.Распутин как-то написал: «У литературы одна цель- помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром». Творчество Распутина в полной мере соответствует этому высказыванию, вспомните хотя бы названия его произведений: «Прощание с Матёрой», «Деньги для Марии», « Наташа» и др.

Сам писатель с детства любил читать книги. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу, но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 км от родной деревни. «Так в 11 лет началась моя самостоятельная жизнь»,- вспоминает писатель в рассказе «Уроки французского». Учиться было сложно, Распутин учился на совесть. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве французского языка- не давалось произношение.(Представление рассказа «Уроки французского», 6 класс)

3.Ведущий .В 1974 году в иркутской газете В.Распутин писал: « Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем детстве увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений.(« В тайге над Байкалом».5 класс.)

Ведущий . « Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот рукотворных и нерукотворных. Но умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет …»,- вспоминал позднее писатель. Родных мест писатель не покидал до поступления на историко-филологически факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском деле- просто однажды оказался без денег, ему предложили подработать, не порывая с учёбой. Он публиковался много, писал о том. Что было необходимо редакции иркутской газеты « Советская молодёжь». Репортажи, заметки, очерки- здесь писатель набил руку, научился слушать людей, вести с ними беседы. Вдумываться в их чаяния.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба»(1966). В качестве разъездного корреспондента молодой журналист исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Работая специальным корреспондентом «красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

В 1967г появилась повесть «Деньги для Марии » . К этому времени Распутин был принят в союз писателей СССР и выпустил 3 книги очерков и рассказов. Однако повестью «Деньги для Марии» критика связывает появление в литературе большого самобытного писателя, эту же повесть считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в Германии, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

Сам Распутин в середине 70-х годов так отозвался о своей повести: «В простую семью, каких миллионы, ворвались события, заставившие обнажиться все нравственные связи, увидеть всё в свете, который озаряет самые сокровенные уголки людских характеров».

(9 класс. «Деньги для Марии)

Ведущий . Самые сокровенные уголки людских характеров, самые глубокие переживания героев, чувства людей показаны Распутиными в других его произведениях. Что может быть прекраснее любви? Только сама любовь. Но и любовь может приносить страдания, любовь может менять человека, делать его лучше, делать его взрослее и мудрее. Об этом и говорится в рассказе « Рудольфио».(8 класс. « Рудольфио»)

В 1976 году в ж. «Наш современник» появилась повесть «Прощание с Матёрой», которая затем выходила другими изданиями как на русском, так и других языках СССР. По повести был снят фильм прощание в 1983 году.В почести говорится о затоплении деревень в период строительства ГЭС. Распутин говорит читателям о духовных потерях, которые понёс наш народ: «Не стоит обольщаться, нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться о их стой же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор».(Стихотврение «Матёра». 8 класс)

Ведущий . Повесть «Пожар», вышедшая в 1985 году «по сути это прямое продолжение Матёры» (В. Распутин). Матёру уже затопили, и люди перебрались в новый посёлок. Каково в новом посёлке? Что стало с ним?

В одном из интервью Распутин говорил: «Сама жизнь заставила писать продолжение Матёры. Работая над « Пожаром», я чувствовал его прерывистое и горячее дыхание. Вернее. Не чувствовал. А сознательно добивался. Этого требовал материал. При спокойном, плавном его изложении он бы ничего не сказал: когда твой дом горит- не молитву творят, а бегут тушить. Героя моей повести искать не пришлось. Это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. (Выступление 11 класса. Отрывок из повести «Пожар»)

5. Чтение стихотворений поэтов-земляков о Распутине.(см. Приложение)

6. Подведение итогов, награждение победителей.

Приложение.

1. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память,

чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. В.Г.Распутин

2.Стихи поэтов-земляков,посвящённые Распутину.

Пётр Реутский.

СРЕДИ ЗИМЫ.

Валентину Распутину.

Я весь в долгах, не утаю.

Они кругом, я ими маюсь.

Как мало людям отдаю

И очень много занимаю.

Я занимаю доброту,

Пусть тот заём ещё продлится.

По белу свету побреду,

Я обойду знакомых всех,

Спрошу, кому и сколько должен.

И знаю, кто-то скажет: «Дожил»,

И выдворит в ночи на снег.

Замёрзну я среди зимы.

Ну что ж, как нам диктует старость,

И это надо брать взаймы,

Чтоб в людях меньше зла осталось.

Приняв, его я не отдам

Друзьям или кому другому.

Скорей проклятию предам,

Чем отнесу к чужому дому.

Знакомы мне и грусть и смех,

Добро и зло.

Но больше в свете

Тех, кто как близкого приветит,

Не отошлёт в ночи на снег.

Анатолий Гребнев.

МАТЁРА.

Прислушайся к душе-

Она ещё живая,

Она не умерла в разврате и вине:

Саму себя храня,

Саму себя скрывая,

В молитвенной она страдает глубине.

Там тайная страна,

Там Русь- твоя Матёра.

Славянами, как встарь, заселена она.

Сияет солнце там

Средь вечного простора,

И недругам она на откуп не сдана.

Сияет солнце там,

И, взгляд куда ни брось я,-

Ухожена земля, куда не обернусь.

Под колокольный звон

Качаются колосья,

И молятся в скитах святители за Русь.

Пусть нынче на Руси

Пиры справляет нерусь,

И сатанеет зло, наглея всё сильней,-

Россия-Русь моя,

В себе я не изверюсь,

Ещё восстанешь ты во всей красе своей!

Не сломлен русский дух!

Ты, в нём найдя опору,

Сама распорядись державною судьбой.

Прислушайся к душе,

Открой свою Матёру,

Проснись, родной народ-

И стань самим собой!

Василий Козлов

СТАРУХА.

В.Распутину.

Хлопотала. Копошилась.

Вынесла немало бед…

Даровала божья милость

Этой бабе сотню лет.

Вмете с солнцемпросыпалась,

Молча солнцу улыбалась,

И крестилась на восход.

Больше как-то всё молчала,

Ну а если и ворчала,

Не от сердца, от забот.

В день единый отстрадала-

Не оставила хлопот.

И ушла в небытиё,

Словно не было её.

Посреди светёлки тесной-

Гроб, одетый в цвет небесный,

Сыновья толпятся, внуки.

«Попрощайся подойди…»

И лежат сухие руки,

Днём впервые эти руки

Отдыхают на груди

0 "Век живи - век люби" (по творчеству В. Г. Распутина)

Россия, Алтайский край, г. Славгород

МБОУ "СОШ №13"

Учитель русского языка и литературы

Карасёва В.И.

"Век живи - век люби"

(по творчеству В. Г. Распутина)

Цели: воспитание чувств любви и памяти к творчеству В.Распутина, развитие мотивации к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Через театральное искусство помочь ребенку в процессе самопознания и саморазвития максимально развить творческие возможности; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей.

Оформление гостиной: портрет Распутина, слова "Век живи- век люби", выставка книг и фотографий писателя со словами "У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром", свечи, столик журнальный.

Сценарий

Звучит музыка

1.Ведущий 1:

Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять их вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин.

2.Ведущий 2:

Говорить о Распутине легко и в тоже время очень сложно. Он вобрал в себя и отразил в своих произведениях самое лучшее слогом русской классики. Слогом Льва Николаевича Толстого. Других русских и советских классиков. Заступился в своем творчестве за маленького человека. За русскую землю. Его произведения наполненные горечью, болью, любовью к России говорят нам о правде. Правда в том - Что у кого нет памяти, у того нет жизни.

3.Ведущий 1. Обращение к гостям:

Дорогие друзья, мы сегодня собрались для того, чтобы прикоснуться к творчеству этого русского прозаика и публициста, вспомнить его удивительные произведения

4.Звучит песня "Снится мне деревня"

5. Ведущий 2:

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года В Иркутской области, в поселке Усть- Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. В первый класс Аталантской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталантке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу.

6. Ведущий 1:

Окончив 4 класса в Атланте, Распутин. конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой был пятый класс, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездешься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.

7.Ведущий 2:

"Так в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 48-ом годе Валентин Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать передавала раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало. Распутин учился на совесть.

8.Ведущий 1:

"Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было... Едва ли осмелился я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок". Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского языка - не давалось произношение.

9.Ведущий 2:

Родных мест писатель не покидал до поступления на историко - филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег(не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

10. Ведущий 1:

Он публиковался много, писал заметки, репортажи, очерки. Здесь Распутин "набил руку", научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

11.Ведущий 2:

В 1967 году в альманахе "Ангара" была опубликована повесть "Деньги для Марии". К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР и выпустил три книги очерков и рассказов. Но именно с повестью "Деньги для Марии" связывает критика появление в литературе большого самобытного писателя. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу.

12.Ведущий 1:

У Распутина всегда было особое отношение к женщине, матери, старухе. У всех его незаметных, негромких героинь душа беспокойна и совестлива, их тревожит, что совесть «истончается» в людях. Его стыдливые, безропотные и чистые старухи, все эти Анны, Дарьи, Насти, Алены стали на пути Зла и Бесстрашия. Патриарх сказал как-то: «…белые платочки бабушек спасли православную церковь от уничтожения». Старухи Валентина Распутина, наши матери и женщины России спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы.

Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.

13.Инсценировка 2 сцены из « Последнего срока».

14.Ведущий 2:

В 1976 была опубликована повесть «Прощание с Матёрой», закрепившая за Распутиным репутацию одного из ведущих русских писателей. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести "Прощание с Матёрой" Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира "именем прогресса". Простая русская женщина Дарья 5 лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды. Сердце ее русское болит - "как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет".

15.Инсценировка диалога внука с бабкой.

16. Ведущий 1:

Сибирь и сегодня крепко удерживает Валентина Распутина, своего певца и защитника. Каждую весну он приезжает сюда, навещает родные деревенские места и живет до глубокой осени недалеко от Иркутска, стараясь подольше побыть там, где Байкал отпускает на волю свою дочь Ангару. Отцовская доля Распутина и та оказалась родственной Байкалу. Вот уж поистине полную чашу добра и лиха выпало испить на этих берегах…

17.Стихотворение наизусть. Слайды о Байкале.

18.Ведущий 2.

Дорогие друзья! Мы думаем, что и вы знакомы с творчеством Валентина Распутина. Какие произведения писателя вы читали? Поделитесь своими впечатлениями.

19. Полемика со зрительным залом. (слова девочек- 6 человек)

19. Ведущий 2:

Спасибо за ваши отзывы. Каждый из вас говорил о героинях Распутина, о женщинах, о матерях. Тема женщины- матери рефреном проходит через его прозу. С героями повестей и рассказов Валентина Григорьевича Распутина нам не страшно жить в XXI веке. У нас есть Вера, Душа, Совесть. И значит, вечна Россия. Валентин Распутин и сегодня в строю. Пожелаем ему здоровья, творческих успехов и благодарных читателей.

А вы, друзья. Любите своих мам, цените каждую минуту общения с ними, берегите их.

Звучит песня про маму, слайды.

Полемика:

1. Мне понятно отношение Распутина к женщине- матери, женщине- жене, к женщине, сохраняющей семейные связи. В рассказе «Василий и Василиса» автор показал героиню, стойкую, сильную, вырастившую семерых детей. Василиса так и не смогла простить мужа, на котором лежит ответственность за гибель еще не родившегося ребенка. Я согласна с позицией Распутина, не все в жизни можно прощать.

2. Я с уважением отношусь к творчеству Распутина, в котором с самого начала преобладает внимание к женщине. Героиня его первой повести «Деньги для Марии» - продавщица единственного на всю деревню магазина. Ревизор обнаружил у нее недостачу в 1000 рублей. Казалось бы, Распутин должен был разразиться негодованием по поводу расхищения общественного имущества. Но писатель поступил с точностью до наоборот, Сделал из Марии героиню с большой буквы. Муж Марии Кузьма решает собрать деньги с миру по нитке, взять в долг, у кого только можно. И писатель при этом заглядывает внутрь человеческой души, говорит о том, кто мы есть, размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие.

3. На мой взгляд, самой интересной является повесть Распутина «Живи и помни». Я очень сочувствую главной героине – Настене, которая бросилась в реку Ангару из-за дезертирства своего мужа Андрея. Сам автор писал, что Настену «убила не деревня», ее убило дезертирство мужа, та непосильная душевная мука, которую приняла она в тесном мире односельчан и в родном доме. Смерть Настены, как писал Распутин, это «суровая испытание нравственного закона».

4.За увлечение деревенской темой Распутина называли «деревенщиком». Однако писатель поднимает на страницах своих произведений и проблемы города. Героиня рассказа «В ту же землю», вышедшего в 1995 году, Пашута, более 40 лет прожила в городе, но все здесь ей было совершенно чужим. Город экологически неблагополучный, здесь работает самый крупный алюминиевый завод. В такой атмосфере ломались и люди, и их души. В деревенском же миру все просто и мудро, по-доброму, по-человечески.

5. В рассказе «Женский разговор» Наталья «учит жизни» внучку Вику, уже оступившуюся в жизни. И обе, бабушка и внучка, обращаются к господу «Господи, помилуй!»

6. Одна из последних повестей Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» рассказывает о том, как героиня повести стала поперек привычному течению жизни, при котором насильник, дав взятку, может уйти безнаказанным. Конец этой повести оптимистичен. Сын героини Иван, отслужив в армии, возвращается в родные места, чтобы с бригадой плотников ставить церковь в селе. Эта повесть внушает веру в становление нового человека, нашедшего свое место в жизни России.

Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

Есть люди, без которых трудно себе представить родной край. Таков для нас Валентин Распутин.

С 11 по 31 марта в библиотеках Иркутской области проходят Дни памяти Валентина Распутина - нашего земляка, известного русского писателя-прозаика. Он ушёл из жизни год назад, не дожив до своего 78-летия 4 часа.

В общедоступных библиотеках Усть-Илимского района в эти дни тоже прошли мероприятия, посвящённые памяти писателя.

Литературный час «Чувство Родины» со слайд-презентацией провела МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» для учащихся четвертого класса Железнодорожной СОШ № 2. Ребята познакомились с творчеством современного классика, подробнее узнали о детских произведениях автора: «Край возле самого неба», «На реке Ангаре», «В тайге над Байкалом», «Что передать вороне» и другими. Все они объединены одним: желанием помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

В Седановской сельской библиотеке прошел обзор книжной выставки «Распутин: жизнь и судьба». Особое внимание было уделено новой книге «По Ангаре…» в основу, которой легли впечатления от последнего путешествия Валентина Распутина и группы писателей по сибирской реке. Отклик аудитории показал, что нашего земляка помнят, читают, любят.

Для учащихся средней общеобразовательной школы Эдучанской сельской библиотекой был проведён литературный час «Живи и помни», который познакомил ребят с жизнью и творчеством знаменитого земляка. Завершилось мероприятие викториной по произведениям писателя. Также, в стенах библиотеки в Дни памяти Валентина Распутина открыта книжная выставка «Жить по совести».

В Бадарминской сельской библиотеке № 1 оформлена книжная экспозиция «Я вырос здесь и край мне этот дорог», которая раскрыла все грани творчества Валентина Григорьевича как писателя, прозаика, публициста, философа.

В Тубинском муниципальном образовании работниками местного центра культуры прошел вечер памяти «Люблю свой край и воспеваю». Присутствующих познакомили с биографией писателя, посмотрели слайд-презентацию «Жизнь, как открытая книга», в окончании участники литературного клуба «Диалоги о прекрасном» продемонстрировали отрывок из произведения «Прощание с Матерой». В обсуждении инсценированного отрывка из книги приняли участие молодежь и старшее поколение, они затронули проблему памяти, уважения к прошлому и своим корням, отношения человека к природе. Для школьников сотрудники сельской библиотеки подготовили рекомендательные списки литературы «Валентин Распутин: воспитание души».


В Подъеланской сельской библиотеке для учащихся 6-9 классов провели библиотечный урок «Я родом из Сибири» в ходе которого ребята обсудили произведения «Уроки французского» и «Прощание с Матёрой».

Писатель ушёл. Но он живёт в своих произведениях и в назидание нам звучат его слова: «Всё, что ни происходит, - к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся» - Валентин Распутин.

Методист-библиограф МКУК «МЦБ» Е.В. Кондратюк

Навигация по записям

Книги А.Ф. Карнаухова

 

    «Всполохи души поющей» посвящены любовной лирике. Стихи, напечатанные в книге, пробуждают надежды на доброе будущее. В них просматривается неиссякаемая вера человека в силу любви, способную облагородить его и мир, придать им импульс к процветанию и развитию.

    Рассказ «Там, где гнездятся орлы» - о гордых и красивых птицах, с могучим размахом крыльев, самоотверженной и преданной любовью; о гордых и красивых людях, с их могучим размахом дел и свершений, с их мужеством и любовью к суровой сибирской природе.

    Стихи, напечатанные в книге «Звездные мерцания», - это стихи о Родине, любви и красоте человеческой жизни. Лирика, посвященная великим людям земли, а также размышления на библейские и мифологические темы.

    Сборник стихов «Геометрия жизни» - о любимом селе Невон, что расположен на берегу Ангары, о семье автора. Есть стихи, посвященные трудным годам Великой Отечественной войны, когда не только взрослые, но и дети вносили свой посильный вклад в копилку общей победы. Автор уделил в своих стихах должное внимание великим поэтам земли, историческим событиям, а также проблемам, волнующим мыслящего человека.

    В основу рассказа «Лихая» положен действительный факт, произошедший в Великую Отечественную войну с рядовым кавалеристом Егором, родом из деревни Невон. Большинство действующих лиц, упомянутых в рассказе, - реальные люди.

    В сборнике «Таёжный хмель» отражены впечатления автора от охоты, природы, тайги. Стихи отличаются самобытностью, присущей жителям таежного края.

    «Палитра времени» - пятая поэтическая книга Анатолия Карнаухова. В ней автор рассказывает о своей любви к малой родине и к окружающему миру. Стихи и поэмы, размещенные в книге, наполнены чувствами патриотизма и духовности. В них отражается глубокая вера автора в добро и справедливость, в чувство прекрасного и непреходящего.

Новые поступления

 

    В издании представлены избранные страницы дневников выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского, которые являют собой увлекательный рассказ об экспедициях в Уссурийский край, Монголию, Китай, пустыню Гоби и в Тибет. Заповедная уссурийская тайга, голые монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, опасные горные тропы ламаистского Тибета, иссушающая жара пустынь Гоби и Такла-Макан - все это он прошел, и не раз, чтобы крепче связать с Россией ее собственные дальневосточные окраины. Благодаря его неутомимым усилиям Монголия, Китай и Тибет стали ближе России. Н.М. Пржевальский был избран почетным членом Русского географического общества. Уже после первой экспедиции в Центральную Азию он был удостоен Константиновской медали Русского географического общества, стал почетным доктором нескольких университетов, а после третьей экспедиции заслуги Пржевальского признало все мировое сообщество. Это богато иллюстрированное издание повествует о приключениях и экстремальных происшествиях, подстерегающих путешественников в диких экзотических уголках Земли.

    Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонассена Беринга (1681-1741) названы пролив, море, архипелаг и остров. В книге собраны документы и отчеты участников Первой (1725-1730) и Второй (1734-1742) Камчатских экспедиций, подробно рассказывающие о ходе исследований в сложных, подчас смертельно опасных условиях походов в малоизведанные районы Сибири и Дальнего Востока. В уникальное издание, кроме документов экспедиций и сочинений их участников: Свена Вакселя, Г. Миллера и С.П. Крашенинникова, вошли также обзорные труды историка российского флота и морских географических открытий В.Н. Верха и немецкого географа Ф. Гельвальда. Благодаря героизму и самоотверженности российских первопроходцев отечественная географическая наука обогатила человечество бесценными знаниями о далеких землях. Дополняющий повествование визуальный ряд, представленный сотнями карт, черно-белых и цветных старинных картин и рисунков, позволит, читая о событиях, живо представить себе обстановку, в которой они происходили.

    Книга «Фрегат „Паллада“» Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) - явление в своем роде уникальное. Ни один из классиков русской литературы, ни до ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. 160 лет назад снялся с якоря и покинул кронштадтский рейд фрегат «Паллада». Судьбе было угодно, чтобы на этом корабле в одно из самых выдающихся путешествий отправился замечательный мастер слова И.А. Гончаров. Два с половиной года, тысячи километров по суше и по морю двигалась ответственная дипломатическая миссия через Британию, Мадейру, Атлантику, Южную Африку, Индонезию, Сингапур, Японию, Китай, Филиппины. Иван Гончаров осознавал свой долг перед читателями и необходимость описать путешествие, и уже через два месяца после возвращения появились первые очерки об экспедиции, а через два года вышло в свет первое полное издание «Фрегата „Паллада“», которое выдержало множество переизданий и сегодня представлено на суд современного читателя в этой книге.

    Захватывающий рассказ об удивительном путешествии, предпринятом в 60-х - начале 70-х годов XV в. отважным русским купцом Афанасием Никитиным в далекую загадочную Индию, составляет основу этой книги. Уникальный литературный памятник «Хождение за три моря» продолжает полюбившуюся читателям серию «Великие путешествия». В Приложениях даны интереснейшие рассказы о странствиях, совершенных в разные годы «до и после Никитина» в те же районы Индии и сопредельных стран. Благодаря этому настоящий том отличается поразительной фактической насыщенностью и изобилием материала. Многочисленные старинные изображения описываемых мест дают наглядное представление о том, какими они были 500 лет назад. Издание адресовано всем, интересующимся драматической историей географических открытий и старинной восточной экзотикой.

    «Открытие Антарктиды» - это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819-1821). За эти годы два российских шлюпа - «Восток» и «Мирный» - исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались.
    Книга Ф.Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике - командире «Мирного» М.П. Лазареве. Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века - Русского географического общества. Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу - они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

    Путешествие в Тянь-Шань - увлекательно, популярно и с юмором написанные воспоминания великого русского путешественника, ученого и общественного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского о его выдающемся научном подвиге - экспедиции 1856-1857 гг. в абсолютно неизвестную до того науке высокогорную страну на стыке Центральной Азии и Китая: Тянь-Шань по-китайски означает Небесные горы. Книга изобилует живыми подробностями об уникальной природе региона, о внешнем виде, быте и нравах населения, о встречах с замечательными людьми, в том числе и со старыми друзьями среди прочих - с отбывавшим ссылку в Семипалатинске Ф.М. Достоевским, с которым автор был знаком по кружку Петрашевского. Книга прекрасно оформлена и богато иллюстрирована картинами, рисунками и старинными фотографиями; рассчитана на всех, кто интересуется географией и историей России, содержательными и достоверными рассказами об экзотических уголках Земли.

    В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776-1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, известен как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки - бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.
    Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе - такой была жизнь Головнина и таким стало его кругосветное путешествие на шлюпе «Диана». Отдав долг Родине, Василий Михайлович выполнил свои «обязательства» и перед читающей публикой, открыв в книге «Записки в плену у японцев» загадочный мир Японии и ее обитателей. Уникальный материал о неведомой тогда стране и ее народе плюс блестящий литературный талант - неудивительно, что книга Головнина получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки. Как и все издания серии «Великие путешественники», книга В. М. Головнина великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций, позволяющих взглянуть на описываемые автором страны и народы глазами первооткрывателей.

    «Путешествие по Сибири и Ледовитому морю» адмирала Фердинанда Петровича Врангеля - географический бестселлер середины XIX века: его европейские переводы появились раньше первого русского издания! Совершивший три кругосветных путешествия знаменитый русский мореплаватель и полярный исследователь написал книгу, полную прекрасных описаний природных богатств Сибири, быта и нравов населявших ее народов, пережитых в экспедициях опасностей и испытаний. В соответствии с замечательной традицией серии «Великие путешествия» предлагаемая вниманию читателей книга украшена сотнями старинных цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих буквально увидеть то, о чем так захватывающе рассказывает автор.

    Знаменитый русский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай открыл цивилизованному миру уникальную природу Новой Гвинеи и экзотическую культуру населявших ее аборигенов. В своих дневниках он рассказал о жизни и приключениях среди диких племен Берега Маклая (названного так еще при жизни исследователя), загадочной «Папуазии», на берег которой он сошел с трапа корабля.
    В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях Новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.

    В 1900 г. молодой российский корреспондент Дмитрий Янчевецкий по заданию газеты «Новый край» отправился в Китай, чтобы своими глазами увидеть экзотическую страну и описать великое восстание, потрясшее Поднебесную империю. Записи, сделанные Дмитрием Янчевецким во время этого опасного путешествия, легли в основу потрясающе достоверной, уникальной книги, которая откроет перед читателем картины столкновения средневекового и нового Китая, события, ставшего отправной точкой удивительных преобразований древней страны.
    В приложении публикуется блестящая книга Александра Верещагина «В Китае». Мнение профессионального военного о событиях начала XX века интересно прежде всего тем, что в поверженном, разрушенном, разделенном Китае автор увидел зарождающееся величие этой страны и впервые в европейской истории предсказал ее будущее могущество. Как и все издания серии «Великие путешествия», эта книга великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций и фотографий очевидцев описываемых событий.