Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

Eleganceallure ; плащ из шелковой ткани Masterpeace Axenoff Jewellery Jimmy Choo

Фото: Ярослав Клоос
Стиль: Арина Ломтева
Make-up: Кирилл Шабалин @Yves Saint Laurent
Hair: Евгения Ленц
Благодарим ресторан Spices за помощь в организации cъемки

Прима Большого театра Мария Александрова,

ставшая героиней нашей праздничной fashion-съемки, рассказала Posta-Magazine о новом спектакле, цене слов, «своих» и «чужих» и самом важном в жизни.

Мы встретились с Марией Александровой за несколько дней до премьеры «Калигулы» в Московском Губернском театре. В постановке режиссера и хореографа Сергея Землянского по мотивам одноименной пьесы Альбера Камю прима-балерина Большого театра играет жену Калигулы Цезонию, которая в своей любви к нему готова принять всю кровь, что тот проливает ради собственного удовольствия. Она равнодушно наблюдает за убийствами и бесчинствами мужа, чудовищная изобретательность которого, кажется, не знает границ. Она не может сравниться в жестокости с Калигулой, о котором Сенека говорил, что природа создала его «затем, чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью», но она принимает правила опасной игры, которая в конце концов приводит ее к гибели.

Цезония в исполнении Марии Александровой - властная, надменная, чувственная. Ее образ складывается из скупых отточенных движений, едва заметных поворотов головы и быстрых взглядов - на контрасте с развязностью Калигулы. Она создает тревожное напряжение одним своим появлением на сцене.

Наблюдая за Александровой на премьере, я вспоминала наш с ней разговор, когда она сказала, что обязательно стала бы драматический актрисой, если бы не выбрала балет. Она органична в любом образе, будь то угловатая ученица в «Уроке» Флиндта, безумная Жизель или гордая и самодостаточная Кармен. С такой же легкостью она преображалась во время нашей съемки: была то смешливой девчонкой, то женщиной-вамп, то комичной нэпманшей из рассказов Зощенко.

В ней есть внутренняя сила и мудрость взрослый женщины - и при этом какая-то детскость, которая выражается в умении ценить пустяки и радоваться мелочам. А за простотой в общении чувствуется сложная личность с принципами. Которую очень интересно раскрывать.

Платье из шелка и вискозы Laroom ; серьги из серебра с черной шпинелью, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery ; кожаные туфли, декорированные перьями - Jimmy Choo

Платье из шелка и вискозы Laroom ; колье из серебра и горного хрусталя, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Инна Логунова: «Калигула» - пластический, а не хореографический спектакль. Чем заинтересовала эта форма? Ведь технически для вас это гораздо менее сложная задача, чем балетная постановка.

Мария Александрова : По двум причинам. Во-первых, потому, что это так или иначе продолжение театра - который мне как человеку, который всю жизнь проводит на сцене, интересен во всех формах. Вторая причина - Сергей Землянский.

Вы с ним раньше работали?

Да, впервые мы встретились в 2009 году - он ставил номер для моего творческого вечера. Потом на протяжении довольно долгого времени в работе мы не пересекались. Три года назад я попала на его «Даму с камелиями» в Театре Пушкина и следом на «Демона» в Театре Ермоловой - невероятно сильные спектакли, которые меня задели за живое. А в прошлом году я буквально за два дня «влетела» в его «Ревизора» все в том же Ермоловском и была просто ошеломлена Сережиным талантом. Я получила колоссальное удовольствие от участия в этом спектакле - от самой постановки и от команды, это был глоток невероятного позитива. Из тех моментов, которые остаются с тобой на всю жизнь. Поэтому, когда Сережа позвонил мне пару месяцев назад и предложил принять участие в новом спектакле, я, не задумываясь, согласилась - и только потом начала задавать вопросы: что, где, почему?

Платье из фатина и шелка, расшитого бисером - Eleganceallure ; плащ из шелковой ткани Masterpeace ; тиара из серебра и горного хрусталя, серьги из серебра с родолитами, кольцо из черненого серебра с гранатами и кольцо из серебра с кораллом - Axenoff Jewellery ; кожаные туфли, декорированные перьями - Jimmy Choo

В спектакле вы выходите на сцену вместе со слабослышащими актерами - вам легко было найти общий язык с ними?

Мы с ними общаемся как со слышащими и говорящими, в этом смысле нет никакого осторожничества. На репетициях они нам помогали, когда по ходу действия приходилось использовать язык жестов. Мы тоже им что-то объясняем, показываем. У нас сложилась удивительная атмосфера в команде: все понимают друг друга буквально с поворота спины. Было немало комических ситуаций. Например, однажды ребята, усевшись в углу, оживленно общались на своем безмолвном языке, и тут Сережа поворачивается к ним со словами: «Ну что вы разгалделись?»

Вы говорите, что в пластическом или танцевальном спектакле не связаны речью, голосом. И все же - хотелось бы попробовать себя в драме?

Конечно. Меня часто спрашивают в интервью: если не балериной, кем бы я стала. И я всегда отвечаю: драматической актрисой. Сцена - мир, в котором мне очень интересно, где нет границ и все возможно. Мне там хорошо.

Ободок с вуалью, расшитой пайетками - Polyakov Couture ; кольцо из серебра с агатом, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Лучше, чем в обычной жизни?

Не то чтобы лучше, скорее, понятнее.

А что интересно - перевоплощение?

Сам шаг на сцену. Да вообще все интересно. Даже как светит луч. Или не светит, когда он тебе так нужен - и как ты из этого выкручиваешься. В моей балетной профессии не всегда возможно перевоплощение, порой оно просто недосягаемо, потому мы все-таки очень связаны физической составляющей. А образ складывается из разных вещей - репетиций в зале, взаимодействия с партнером, из того, как садится костюм.

Я всегда выхожу на сцену, когда мне есть что сказать. Именно поэтому мне также интересны неклассические спектакли, в которых у тебя нет определенного набора движений, за которые можно спрятаться. Если в балете ты иногда можешь выключить душу и полностью уйти в телесное воплощение, то здесь нужно изначально быть духовно наполненным, иначе ничего не получится.

Топ и юбка из шелка с полиэстером, расшитые бисером и пайетками - Alexander Arutynov ; тиара из серебра с жемчугом Axenoff Jewellery

Как-то, вспоминая детство, вы говорили, что еще ребенком поняли, что «балет научит вас жизни». Самое главное, чему он вас научил?

С одной стороны, он меня оградил от огромного количества непонимания, с которым мы сталкиваемся в этой жизни. С другой - дал ощущение своего мира и призвания, того, что у меня есть собственный путь. Отношению к людям и пониманию того, что все мы разные - не плохие и не хорошие, просто у каждого своя пьеса. И что мне всегда нравилось в балете - так это возможность обходиться без слов.

Почему вам легче без слов? Вы не производите впечатление замкнутого человека.

Потому что слово для меня очень важно. Если человек сказал, значит должен сделать. Я не люблю слов, за которыми ничего нет. Я уже девочка взрослая и людей сужу по поступкам. В этом отношении балет мне понятен. Я не спорю, может не получиться, роль может не сложиться, но ты пытаешься, то есть все равно остаешься человеком дела.

О балете часто говорят как о закрытом мире, вещи в себе. Ваш ближний круг - это тоже преимущественно балетные люди?

Разные. К счастью. Другое дело, что круг этот небольшой. В этом смысле я не очень общительный человек.

Платье из бархата с сеткой - Alexandra Serova ; ободок, украшенный перьями - Polyakov Couture ; серьги из серебра с родолитами и кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Мы все интуитивно разделяем людей на своих и чужих. Я не говорю о симпатии или неприязни. Просто с одними возникает душевная связь, а с другими... А другие - всего лишь статисты в нашей жизни. Вот ваш человек - он какой?

Талантливый. Умный. С юмором. Верящий в доброту. Пусть он ошибается, порой зацикливается на каких-то своих дрязгах, но все-таки это человек, который верит в любовь. Который умеет работать и ценить то, что имеет сейчас. Не растрачивающий себя по мелочам.

Самая большая ценность в жизни?

Нельзя сказать одним словом. Человека определяет умение любить, умение смотреть на жизнь через это слово.

Насколько для вас важны признание, слава?

Признание и слава никогда не были моей мечтой. Я всегда хотела, чтобы было интересно.

Что, даже в училище, скажем, пятнадцатилетним подростком? В этом возрасте, мне кажется, многие грезят о славе.

Нет, не было такого. Никогда не мечтала о деньгах, славе и величии. Сколько себя помню, всегда говорила: не хочу быть первой, хочу быть лучшей. И всегда верила в любовь.

У каждого есть свои страхи, которые нам приходится преодолевать. Как вы справляетесь со своими?

А я несусь на паровоз. Понимаю, что боюсь - и договариваюсь с собой, говорю: да, на пути возможна какая-то потеря, но приобретаю я гораздо больше. Со страхом в принципе можно бороться лишь двумя способами: либо бежать навстречу, либо от него.

С чем в людях вы не готовы мириться?

С ложью.

Кто ваши кумиры в балете?

У меня никогда не было кумиров, как-то с самого детства я на все имела собственное мнение. Но всегда с большим уважением относилась к таланту, сильной личности, индивидуальности - потому что именно такие люди движут этот мир. А подражать я никогда хотела.

Но так или иначе на вас повлияли учителя, ведь это неизбежно...

Все мои педагоги в училище в той или иной мере оставили свой отпечаток. Благодаря одним у меня отличные руки, другим - хорошо поставленное в профессиональном смысле тело, третьим - актерская индивидуальность. Мне повезло, что педагог, с которым я работала в театре, Татьяна Николаевна Голикова, никогда не мешала проявлению этой индивидуальности. Наверно, ей что-то мешало во мне, но она крайне деликатно и грамотно поправляла меня и вела вперед, за что я ей очень благодарна.

Вы счастливый человек?

Что делает вас счастливой?

Очень многое... Но прежде всего - я иду дорогой любви: занимаюсь любимой профессией, работаю в любимом театре, у меня есть любимый и любящий человек. И мне интересно.

Шелковая юбка и накидка из шелка и меха песца - Ruban ; шляпка из сетки, расшитая пластиковыми цветами - Polyakov Couture ; кольцо из золота с рубинами, кольцо из золота с агатом - Axenoff Jewellery ; туфли из кожи и меха - Charlotte Olympia

Чтобы подготовить кожу, нанесите увлажняющее средство с эффектом сияния YSL Top Secrets Instant Moisture Glow (1). Затем, чтобы выровнять тон лица, нанесите тональное средство Le Cushion Encre de Peau (3).

Высветлить теневые участки лица и придать свежести поможет кисточка-хайлайтер Yves Saint Laurent Touche Eclat (2). Хайлайтер наносите на зону вокруг глаз, скулы, спинку носа и вокруг губ.

1997 г. — I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 г. - приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 г. - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 г. - звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 г. - звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 г. - удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Биография

Родилась в Москве. Будучи еще студенткой Московской государственной академии хореографии (класс ) приняла участие в Международном конкурсе артистов балета в Москве (1997 г.), завоевала I премию и была принята в труппу Большого театра. Сольные партии стала получать в первый сезон работы в театре, ставший для нее последним, который она провела в ранге артистки кордебалета. Педагогом-репетитором Марии Александровой была . В настоящее время репетирует под руководством . С 2017 г. работает в театре по контракту.

Репертуар

1997
Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В.А. Моцарта в постановке М. Лавровского)
первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю.Григоровича)
Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В.Васильева, а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича)
фрейлины («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1998
Уличная танцовщица («Дон Кихот»)
Фея Смелости («Спящая красавица» П.Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю.Григоровича)
солистка («Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша в постановке А. Ратманского)

1999
все вариации в картине «Тени» («Баядерка» Л.Минкуса, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича)
три дриады («Дон Кихот»)
солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж.Бизе, хореография Дж.Баланчина) — первая исполнительница в Большом театре
мазурка («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
кобылицы («Конек-горбунок» Р.Щедрина в постановке Н.Андросова)

2000
Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана)
Китри («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Рамзея (первая исполнительница), Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Гамзатти («Баядерка»)

2001
Одиннадцатый вальс («Шопениана»)
сверстницы принца, Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского) - была в числе первых исполнителей балета в этой редакции

2002
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)

2003
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница
Клеманс («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети)
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Аспиччия («Дочь фараона»)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первая исполнительница

2004
Фея Сирени («Спящая красавица»)
па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна в постановке А. Ратманского, вторая редакция)
Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) - первая исполнительницав Большом театре

2005
Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи, хоерография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»)
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - участница премьеры этого балета
Раймонда («Раймонда»)

2006
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)

2007
солистка (Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона) - участница мировой премьеры этого балета
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп)
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Ученица («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2008
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) - первая исполнительница
вариация (участница премьеры балета в этой редакции), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) - первая исполнительница
Никия («Баядерка») - дебютировала на гастролях Большого балета в США
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева) - первая исполнительница

2010
Графиня Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети)
Принцесса Аврора («Спящая красавица»)

2012
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
Главная мочалка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первая исполнительница

2013
плита, вальс, пылес осы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка) - участница премьеры в Большом театре

2014
Катарина
(«Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)

2015
ведущая пара
(«Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
Жизель («Жизель» в редакции Ю. Григоровича )
Ундина («Г ер ой нашего времени » И. Демуцкого , часть «Тамань», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников )

2016
Ундина
(«Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова)
Cильфида («Сильфида» в редакции Й. Кобборга)

2017
Марго
(«Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников) - первая исполнительница

Участвовала в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997-98 гг.), выступив в балете «Блэк аут» в постановке Стефана Фреденрайха и исполнив сольные партии в балетах Йорга Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.С. Баха и «Перипетии любви» на музыку В.А. Моцарта.

В 2001 г. дважды выступила в Большом театре в балете «Дон Кихот» с премьером АБТ Хосе Мануэлем Карреньо.

В 2003 г. участвовала в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета (Ковент Гарден) на сцене Большого театра. Исполнила па де де из балета «Корсар» А.Адана (хореография М. Петипа), партнер - Карлос Акоста.

Выступила в роли Рамзеи в трех представлениях «Дочери фараона», которые в 2003 г. снимала в Большом театре французская компания Bel air Media для последующего выпуска балета на DVD.

Гастроли

В 1997 г. выступила в Нью-Йорке на сцене Линкольн-центра в гала-концерте звезд русского балета, посвященном Сергею Дягилеву, исполнив с Николаем Цискаридзе Большое классическое па на музыку Д. Обера (хореография В. Гзовского).
В 2000 г. принимала участие в гала-концерте звезд балета в Мадриде (партнер Игорь Йебра).
В 2001 г. танцевала с солистом Большого театра Марком Перетокиным главные партии в балете «Дон Кихот» в Башкирском театре оперы и балета в рамках Международного фестиваля балета имени Р. Нуреева .
В том же году приняла участие в постановке Театра танца Алексея Фадеечева, исполнив партию Солистки I части в балете «Между небом и землей» (хореография Т. Макинтайра) и стала первой исполнительницей партии Китри в спектакле Русского камерного балета «Москва» (редакция М. Лавровского).
В 2001-02 гг. выступала в роли Мирты в серии представлений балета «Жизель» со звездными составами (Юлия Махалина, Диана Вишнева, Владимир Малахов, Игорь Зеленский) на сцене афинского концертного зала «Мегарон».
В 2002 г. приняла участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнер — Николай Цискаридзе.
В 2003 г. в составе антрепризы «Малахов и друзья» выступала в гала-концертах в Афинах на сцене зала Мегарон и приняла участие в Международном фестивале балета в Японии (в обоих случаях партнером был Сергей Филин). В программе «Малахов и друзья» затем принимала участие неоднократно.
В 2007 г. выступила на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Гамзатти в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; Никия - Ульяна Лопаткина, Солор - Николай Цискаридзе); в заключительном гала-концерте исполнила па де де из балета «Лебединое озеро» (партнер - солист Мариинского театра Игорь Колб); участвовала в гала-концерте в честь Майи Плисецкой на сцене Королевского театра/Teatro Real в Мадриде.
2008 г. - танцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)в рамках VIII Международного фестиваля балета «Мариинский» (партнер - солист Мариинского театра Данила Корсунцев);
дважды выступила в гала-концертах Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Казань), исполнив Классическое па де де на музыку Д.Ф.Э. Обера (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Гуданов);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектаклях Новосибирского государственного академического театра оперы и балета , исполнив партию Гамзатти («Баядерка» в редакции И. Зеленского; Солор - худрук балетной труппы НГАТОБ Игорь Зеленский, Никия - солистка НГАТОБ Анна Жарова; солистка дрезденской Земпер-оперы Елена Востротина) и дебютировав в партии Принцессы Авроры («Спящая красавица» в редакции К. Сергеева, постановка С. Вихарева; Принц Дезире - солист балета Цюрихской оперы Семен Чудин);
выступила в Париже в партии Раймонды в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева) с балетной труппой Парижской национальной оперы (Жан де Бриен - премьер Большого балета Александр Волчков).
2009 г. - в Новосибирске с труппой НГАТОБ выступила в спектаклях «Лебединое озеро» (редакция К. Сергеева, В.Бурмейстера) и «Дон Кихот» (постановка С. Вихарева), исполнив партию Одетты-Одиллии (Принц Зигфрид - солист НГАТОБ Роман Полковников) и Китри (Базиль - солист НГАТОБ Максим Гишенков).
В том же году вместе с Дмитрием Гудановым приняла участие в организации концерта балетных звезд «Гран балет гала. Шедевры» , состоявшегося на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В рамках этого концерта прошла премьера номера Les deux genres (хореография С. Землянского) в исполнении героев вечера, самой Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, выступивших в этот вечер и в нескольких других классических и современных номерах.
В 2010 г. выступила на юбилейном X Международном фестивале балета «Мариинский» - вновь в партии Гамзатти (Никия - Виктория Терешкина, Солор - Игорь Зеленский).
Стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век» , инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века. Александрова стала первой исполнительницей партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Черепнина (режиссер-постановщик А. Лиепа, хореография Ю. Сморигинаса), премьера которого состоялась в 2009 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца. В декабре 2010 г. на той же сцене прошел творческий вечер артистки: она выступила в трех заново воссозданных «дягилевских» балетах, исполнив заглавную партию в «Жар-птице» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой), сольную партию в «Болеро» М. Равеля (по Б. Нижинской, возобновлен при участии Х. Митчелл) и стала первой женщиной в истории балета, выступившей в заглавной партии «Петрушки» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой). В рамках этого проекта неоднократно принимала участие в гастролях - в 2009 г. выступала в Риге на сцене Латвийской национальной оперы и в ряде городов России (Ярославль, Рязань, Иваново, Ижевск и др.), в 2010 г. - в Париже на сцене Театра Елисейских полей и в нескольких городах России (Ярославль, Нижний Новгород, Тула).

В 2014 г. в рамках VI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса (редакция В. Кокорева, Базиль - Владислав Лантратов) с балетной труппой Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки .
В 2015 г. исполнила партию Балерины в балете «Занавес» на музыку О. Респиги в постановке В. Самодурова с труппой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (мировая премьера ).
В 2017 г. исполнила заглавную партию в балете «Лауренсия» А. Крейна (хореография В. Чабукиани, редакция и постановка Н. Ананиашвили) с балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили (Фрондосо - Владислав Лантратов);
партию Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» в редакции К. Сергеева) с балетной труппой Екатеринбургского театра оперы и балета (Принц Зигфрид Илья Бородулин).
2018 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография А. Горского) с балетной труппой Мариинского театра (Базиль - Владислав Лантратов);
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (постановка О. Корзенкова. Е. Ивановой) с балетной труппой Ростовского государственного музыкального театра (Граф Альберт - Владислав Лантратов).

Мария Александрова – это одна из самых популярных балерин в современной истории российской сцены. Она изящна, талантлива и грациозна – именно поэтому признанные критики и простые поклонники балета все, как один, называют ее одной из лучших танцовщиц нашего времени.

Но что еще интересного можно рассказать об этой неординарной и самобытной девушке? Как развивалась ее театральная карьера, и какие наиболее значимые моменты вместила в себя ее судьба? Пролить свет на некоторые моменты прошлого артистки мы постараемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Марии Александровой

Талантливая танцовщица появилась на свет 20 июля 1978 года в городе Москва. В столице России началась ее творческая карьера; здесь же случились и все ее наиболее значимые успехи.

Стоит отметить, что танцы всегда были важной частью жизни нашей сегодняшней героини. Свой творческий путь она начала в ансамбле «Калинка», однако уже довольно-таки скоро начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария Александрова поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Л. А. Коленченко. Впоследствии ее наставниками были Л.В. Добржан и С.Н. Головкина.

Первые роли Марии Александровой

В период обучения она приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана» и многих других. Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе .

Диплом об окончании МГАХ наша сегодняшняя героиня получила в 1996-м году. В этот же период она начала появляться на различных международных фестивалях.

Мария Александрова - Николай Цискаридзе

Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997-м году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки», а также некоторые другие интересные партии. Яркое выступление нашей сегодняшней героини принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

Карьера балерины Марии Александровой

Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Мария Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне 1997-1998. Весьма примечательным представляется тот факт, что на тот момент наша сегодняшняя героиня еще числилась танцовщицей кордебалета. В этот период она участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором была М.Т. Семенова.

Девятнадцатого октября 1997-го года талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию – роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось удачным, и всего месяц спустя Мария Александрова отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

Монологи о себе. Мария Александрова.

В начале сезоне 1998/1999 талантливая балерина была переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане.

После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999-м году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда».

Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям. В 1999-м году она исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро была официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. В данном контексте стоит отметить, что именно с ней балерина занимается и поныне.

Начиная с 2000-го года, Мария Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой наша сегодняшняя героиня объездила, без преувеличения, полмира. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии и многих других государствах мира. Как признается сама балерина, на протяжении всей карьеры ей поступали предложения из театров Парижа, Нью-Йорка и некоторых других городов. Однако решиться на переезд все не получалось.


В 2004-м году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария Александрова получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград нашей сегодняшней героини появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Четыре года спустя талантливая танцовщица была удостоена также звания Народной артистки России.

За всю свою карьеру Мария Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считается образцом высокого балетного искусства.

Мария Александрова сегодня

В настоящее время наша сегодняшняя героиня все также выступает на сцене Большого театра, а также ездит с ним на гастроли по разным городам Земли. В августе 2013-го года в прессе появились сообщения о том, что во время гастролей в Лондоне девушка получила серьезную травму. Сегодня балерина находится под присмотром лучших врачей Европы. Однако сам факт возвращения на большую сцену на данный момент находится под вопросом.

Личная жизнь Марии Александровой

В 2005-м году Мария Александрова вышла замуж за мужчину по имени Сергей. Как заявляет сама балерина, ее избранник является художником. Однако что-то более конкретное о нем не известно. Сама же танцовщица говорит о своем муже, как об идеальном мужчине «брюнете с голубыми глазами».

Мария Александрова в балете “Лауренсия”. Фото – Ладо Вачнадзе / Грузинский театр опреры и балета

Балерина Мария Александрова о том, каково это - работать вне системы.

В Грузии событие: в Тбилисском театре оперы и балета “Лауренсию” легендарного Вахтанга Чабукиани в редакции Нино Ананиашвили представила публике блистательная пара - Мария Александрова и Владислав Лантратов.

После премьеры с прекрасной гостьей поговорил корреспондент “Огонька” Ия Баратели.

Вычитав в интернете, что Майя Плисецкая называла Александрову “самой интеллектуальной балериной Большого театра”, я прихожу в театральную гримерку, из окна которой виден расположенный по соседству тбилисский дворик.

В феврале Мария Александрова по собственному желанию .

А летом новый “эпизод”: вместе с Владиславом Лантратовым она должна была танцевать в спектакле “Нуреев”, но перед самой премьерой , потом, правда, выяснилось - …

Что сейчас происходит в Большом театре с балетом о Рудольфе Нурееве, в котором вы играете Марго Фонтейн? Вы думаете, скандала больше не будет или спектакль все же порежут?

А что там резать? Спектакль получился об одиночестве артиста, об архетипе любого артиста, любого уровня. Суть артиста в том, что он идет за ролью. Здесь роль колоссальная - меняется десять амплуа…

Спектакль с новой музыкой, с новой хореографией, с новой режиссурой. На самом деле никто правды об этом спектакле так и не сказал. Потому что, скорее всего, писать о том, что это просто хороший спектакль, никому не интересно.

Мы очень ждем этот спектакль, хотим прожить эту историю. Премьера заявлена в декабре.

- Мария, а как складывается ваша карьера после ухода из Большого театра?

Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна.

Вот премьера “Лауренсии” - это очень интересно. Потом будут другие проекты, которые будут создаваться в другом месте. А с театром я осталась в отношениях вне системы.

- Почему “Лауренсия” - это “очень интересно”?

Это наследие советской эпохи, там много драмбалета. Как “Золушка” Ростислава Захарова, как “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского,- это характерные спектакли, с ярко выраженным стилем, хореографическим посылом. Это непростая работа - собирать драмбалет.

И, конечно, приехать в Тбилиси, станцевать версию Чабукиани - это как прикоснуться к первоисточнику. Как прочитать книгу хорошего автора, которая написана не сейчас…

Балет уникален. Он развивает у артиста сразу три центра: и физическое состояние, и духовное, и интеллектуальное. Мы молчаливые создания, наша жизнь - движение. Вот сегодня я впервые говорю так долго.

С утра мы репетировали - шесть часов напряженной работы, и все это молча. Чтобы сделать спектакль, ты должен изучить эпоху, нельзя станцевать барочную вещь и при этом быть человеком из XXI века - ты обязан быть человеком барочной эпохи.

И вот ты об этом читаешь, слушаешь определенную музыку, смотришь определенные картины, фильмы и так далее. Этим занимается только балет. И это сиюминутное искусство, не застывшее, как скульптура.

Видеозапись передает порядок, но не эмоциональное состояние между зрителем и артистом - оно существует только эти два часа на спектакле в театре.

Вообще балет - это очень странное, условное, синтетическое искусство, которое требует внимания от зрителя, это рабочий процесс. Балет отличается от танца, особенно российский, потом советский. Ни один старинный балет - ни итальянский, ни французский - не разложен “научно”, так, как это было расписано у нас. Как это было сделано Вагановой, затем Тарасовым и так далее. И это - наше достояние. Современный танец - хобби, времяпровождение. Балет - сверхискусство.

- Но при этом совсем недавно вы выступали в Нью-Йорке в гламурном проекте…

Это очень красивая вещь на очень интересном стыке, называется “Goddesses & Demonesses”, или “Богини и Демоницы”. Нас там только две танцовщицы - я и француженка Бланка Ли.

Это о женской сути в разных перевоплощениях - от начала времен, когда это что-то неопределенное, в свете зари, не то животное, не то женщина, и заканчивается таким сильным, очень женским танцем.

Все костюмы в спектакле - haute couture, и мы не просто в них ходим, мы активно танцуем - полтора часа мы без остановки существуем вот в таком формате. В шоу красивый свет, это очень современная вещь.

- Выходит, есть жизнь и после Большого?

Знаете, Большой театр, с одной стороны, задает огромный масштаб. С другой - огромное количество приходящих туда людей не способны даже понять или ощутить этот масштаб. Они просто приходят в громкое место, получают погоны, короны, конъюнктуру и уходят куда-то дальше.

Поэтому все эти разговоры, “что после Большого?”… Да ничего. Огромное количество людей после Большого начали делать себе карьеру. Хотя, может быть, к чему-то важному или основному они так и не прикоснулись.

Это все зависит от человека - ты можешь думать, что в масштабе космоса ты песчинка, а можешь знать, что ты целый космос. Это все очень личные вещи. Поэтому я вообще не задаю себе этот вопрос - я просто дико люблю это место - Большой театр. Он сделал меня тем, кто я есть. И я знаю, что в этом месте слишком много стервятников вокруг. Когда я стала понимать, что мне трудно в такой ситуации, я ушла.

- Довольны или разочаровались?

Разочарования нет. Был очень жесткий выбор. Я поняла, что нельзя это затягивать, потом театр будет съедать. И этот момент нужно чувствовать.

Театр - это люди. Иногда с ними бывает очень непросто. И задаешь себе вопрос: ты живешь, чтобы что-то сделать или чтобы людям было удобно?

Я живу сегодняшним днем. Сейчас, в эту секунду я собой - да, довольна. Планов много, свободного времени, чтобы лежать на диване, у меня вообще нет. Испытание свободой - это вообще серьезная вещь. Можно пребывать в иллюзии, что ты кто-то…

- Какая же это иллюзия - быть примой Большого?

Как раз потому что ты прима Большого. А вот нет Большого? И что тогда?

Наша проблема, вообще балетных, в том, что мы привязаны к месту, привязаны к труппе. Чем больше ты мотаешься, тем больше выходишь из формы. Балетный артист - это очень специфично, это философия. Перед тем, как выйти на сцену, мы не можем проговорить это в комнате, нам нужно место для репетиций. Это большая проблема.

Вот в опере можно набрать штатную или есть еще опера “стаджони”, когда артистов берут на сезон. С балетом такое не получится - нельзя набрать их на месяц, а потом распустить.

Для балетных артистов выезжать - это тоже проблема. Потому что до выхода на сцену мы репетируем в десять раз больше, чем танцуем. И должно быть место, где ты репетируешь, занимаешься классом, на это должно быть время.

У меня сейчас достаточно нормальная ситуация - я в Большом театре и репетирую, и занимаюсь классом, и выхожу иногда на сцену. Но при этом я свободна в выборе других вещей, не трачу время впустую, ничего не жду, меня никто не обманывает.

В Большом ты каждый спектакль ждешь, не можешь договориться уехать куда-то танцевать… И еще повторю: театр - это люди. Зачастую ты просто не хочешь тратить время впустую.

- Извините за вопрос, но в Тбилиси всем интересно: сколько должна весить балерина?

Для балерины главное не вес, а умение владеть своим телом. Надо осознавать, какие у тебя ноги, длина рук, и учиться двигаться. Вот в этом фишка, а не в том, чтобы просто весить 50 килограммов при росте 180.

Балерина должна оставаться здоровым человеком. С хорошей, живой психикой, чтобы радовать других. Танцевать и не есть - так можно и ноги протянуть. Я четко знаю, что для того, чтобы семь часов простоять на ногах и работать, мне не нужно завтракать и обедать, но потом я ем.

Вот сегодня после работы на ужине в Тбилиси мне захочется сациви, значит, я буду есть сациви…