Нет, не подумайте чего – это название выставки. :)

Как и обещала, рассказываю о второй части третьяковского проекта к столетию 1917 года (о первой части, экспозиции работ, созданных именно в том году – см. ). Это уже выставка чисто скульптурная, и охватывает она более длительный период – с 1918-го до начала 30-х годов. То есть время, когда уже действовал план монументальной пропаганды, но единого Союза художников под надзором правильных искусствоведов учредить еще не додумались.

Ну, а «Ветер» Веры Мухиной не только стал центральным экспонатом выставки, но и дал ей название.

Вот и еще одна мухинская работа – «Революция».

Рядом – «Буря» Ивана Шадра. Эта работа планировалась… представьте, для фонтана на Всероссийской кустарно-промышленной и сельскохозяйственной выставке 1923 года. Чего, правда, не случилось.

Обращение к академической выучке, между тем, нередко. Александр Матвеев успел до революции побывать в Италии – и вот каковы его «Крестьянин» и «Красноармеец» (оба предназначались для композиции «Октябрь»).

Надежда Крандиевская училась у Сергея Волнухина в Москве и Антуана Бурделя в Париже. Но ее «Красноармеец и партизан в разведке» почему-то похожи на модную в конце XIX века кабинетную скульптуру на охотничьи темы.

Вот «Кузнец» Николая Андреева. Предназначался, между прочим, для памятника Марксу (неосуществленному). Но о памятниках как таковых чуть позже.

Интересно, что «Краснофлотец» Алексея Зеленского (выпускника ВХУТЕМАСа, не успевшего получить «старорежимного» образования) тоже наводит на мысли о влиянии античности. Впрочем, это уже начало 30-х, когда на «формализм» начинались гонения.

Перепадали тогдашним скульпторам и заказы на портретные работы – не от частных лиц, как раньше, а от государства. Вот «Дзержинский» Сарры Лебедевой.

Натан Альтман изваял в 1920 году наркома просвещения Луначарского.

Портрет понравился, и автору доверили ваять не кого-нибудь, а Ленина. Причем с натуры – скульптор получил возможность работать непосредственно в кремлевском кабинете. И впоследствии вспоминал: «Ленину, по-видимому, сказали, что я «футурист». Поэтому Ленин спросил, «футуристическая» ли скульптура, которую я с него делаю. Я объяснил, что в данном случае моей целью является сделать портрет, и эта цель диктует и подход к работе. Он попросил показать ему «футуристические» работы. Я принес фотографии и репродукции с произведений некоторых художников и показал их Ленину, он с интересом разглядывал их, а затем сказал: «Я в этом ничего не понимаю, это дело специалистов». И тогда, и в других разговорах со мной Ленин как-то особо подчеркивал свою, как он считал, некомпетентность в области изобразительного искусства. В вопросах искусства он во всем доверялся Луначарскому ».

Вновь Вера Мухина – проект памятника (неосуществленного) революционеру Владимиру Загорскому (в честь которого, к слову, был на какое-то время переименован Сергиев Посад, к которому революционер не имел никакого отношения).

Памятник Вацлаву Воровскому, напротив, благополучно встал в Москве и стоит до сих пор, считаясь в городе одной из самых курьезных скульптур. Автор известен не слишком, и даже в имени нет уверенности – то ли Яков, то ли Михаил Кац. По одной из версий, это был коллега Воровского – работник дипломатического ведомства, по-любительски увлекавшийся скульптурой. Впрочем, есть и иная версия – живший за границей скульптор, оказывавший НКИДу определенные услуги. Наркоминдел, во всяком случае, памятник одобрил. А автор предусмотрительно в СССР не вернулся.

Эффектная работа Исидора Фрих-Хара именуется «Чапаевский гармонист Вася». Предполагалось, что это будет часть композиции, посвященной Чапаеву.

А вот «Степан Разин» Сергея Коненкова.

«Карл Маркс» работы Акопа Гюрджяна. Тоже неосуществленный.

«Самсон» работы Алексея Бабичева (выпускник МУЖВЗ, успевший также поучиться в Париже в Академии Гранд-Шомьер у Бурделя, а потом сам преподававший во ВХУТЕМАСе). Как вы думаете, для чего могло понадобиться изображение библейского персонажа? Представьте, для спортивного комплекса «Красный стадион» на Воробьевых горах. Однако не сложилось, а с начала 30-х и самого скульптора задвинули на вторые роли.

Персонажи Бориса Королева тоже разрывают путы. Эти фигуры рабов предназначались для неосуществленного памятника Андрею Желябову.

Два сохранившихся эскиза Марии Страховской позволяют оценить подход начальства к монументальной пропаганде. «Спартак», вариант первый.

И вариант второй.

Любопытно назначение «Рабочего с молотом» Ивана Шадра. Это часть серии скульптур, изготовленных по заказу Гознака для воспроизведения на денежных знаках.

А вот работа Иннокентия Жукова «Беспризорники» для установки в городском пространстве явно не планировалась. Хорошо хоть, что уцелела. Выставляется впервые.

Выставка открыта в здании на Крымском валу и продлится до февраля.

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка "Ветер революции. Скульптура 1918 — начала 1930" , в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Мухина В.И. Ветер. 1926-1927.
Бронза. 88 х 54 х 30. Третьяковская галерея


К столетию революции в России Третьяковская галерея открывает выставку работ скульпторов, ставших очевидцами тех исторических событий. Экспонируются портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи. Особого внимания заслуживают скульптурные бюсты Н.И. Альтмана, не показывавшиеся с 1990 года, а также «Беспризорники» И.Н. Жукова и проект памятника Карлу Марксу А.М. Гюрджана, никогда не выставлявшиеся после поступления в коллекцию Галереи в 1929 году.

Скульптура была тем видом искусства, который утверждавшаяся революционная власть ценила за огромный агитационно-пропагандистский потенциал. Мастера разных поколений видели в революции предвестие нового светлого будущего. Они запечатлели вождей и революционеров своего времени, а также типические лица красноармейцев, крестьян, рабочих, то есть тех, кто искренне поверил в революцию. В произведениях, созданных после 1917 года, революционная эпоха предстает бурной, драматичной и многоликой.

Мухина В.И. Проект памятника В.М. Загорскому. 1921.
Бронза. 77 х 31 х 46. основание: 5 х 31 х 31. Третьяковская галерея


Портрет В.И. Ленина (1920, бронза) ценен тем, что был выполнен Н.И. Альтманом с натуры в кремлевском кабинете и отражает впечатления художника от непосредственного общения с государственным деятелем. В 1920-е годы этот бюст был весьма известен, но позднее его вытеснили растиражированные и превратившиеся в официальный канон работы Н.А. Андреева. Бюст Ленина окружают скульптурные изображения соратников: «Портрет А.В. Луначарского» Н.И. Альтмана (1920, бронза) и «Портрет Ф.Э. Дзержинского» С.Д. Лебедевой (1925, бронза).
«Краснофлотец» А.Е. Зеленского (1932-1933, мрамор), «Портрет красноармейца» В.В. Адамчевской (1930-е, бронза), «Рабочий с молотом» И.Д. Шадра (1936, бронза) — это героизированные собирательные изображения современников, несущие в себе напряженность чувств, пафос переживания революционных событий небывалого размаха.

Фрих-Хар И.Г. Чапаевский гармонист Вася. 1929.
Цемент. 71 х 66 х 54. Третьяковская галерея


Центральное произведение выставки — «Ветер» В.И. Мухиной (1927, бронза). Стихия и борьба с ней наполняются метафорическим, философским смыслом. При движении вокруг скульптуры можно заметить, как трансформируется поза женской фигуры, изменяется положение рук и ног, то теряется, то обретается равновесие. Эта работа интересна и с точки зрения утверждения в обществе нового идеала красоты женского тела, когда ориентиром стала крепко сложенная, полнотелая, физически сильная работница.
Для С.Т. Конёнкова с революцией связана тема разрушительной силы русского бунта. Образ Степана Разина (1918-1919, тонированное дерево) у него перекликается с народной скульптурой и вбирает в себя фольклорное восприятие героя, связанное с сюжетом народных песен. «Голова Стеньки Разина» представляет собой вариацию на тему скульптурной группы «Степан Разин с ватагой», выполненной Конёнковым в соответствии с планом монументальной пропаганды и установленной на Красной площади рядом с тем местом, где был казнен Разин.

Коненков С.Т. Голова Степана Разина. 1918-1919.
Дерево. 54 х 30 х 35. Третьяковская галерея


Статуя И.Д. Шадра «В бурю» (1931, бронза) видится как символ противостояния воли и сознания человека природным и социальным силам. Невероятно сложная поза женской фигуры, нарушающая представления о статике и устойчивости, изломанность линий ее силуэта порождают драматизм и эмоциональный накал образа.
На выставке экспонируются работы, передающие атмосферу тех лет и конкретные эпизоды истории. Скульптура И.Н. Жукова «Беспризорники» (1929, гипс тонированный) — свидетельство разрухи и хаоса, воцарившихся во время Гражданской войны, которая последовала за Первой мировой и революцией. В эти неспокойные времена огромное количество детей оказалось на улице.
Важную часть экспозиции составляют проекты неосуществленных памятников в рамках плана монументальной пропаганды. В них представлен тот круг личностей и исповедуемых ими идей, в которых революционеры видели фундамент новой культуры. В Москве предполагалась установка монументов борцам за свободу — библейскому Самсону и гладиатору Спартаку.

Альтман Н.И. Портрет В.И.Ленина. 1920.
Бронза. 51 х 41 х 33. Третьяковская галерея


Не были забыты и современники — среди них убитый в Лозанне революционер В.В. Воровский, а также В.М. Загорский, проект памятника которому был создан В.И. Мухиной в 1921 году. Метафорическими образами, воплощающими дух революции, для скульпторов становились разные фигуры: у Н.А. Андреева — кузнец; у Б.Д. Королева — рабы, разрывающие цепи. Экспонируются эскизы двух фигур крестьянина и красноармейца для скульптурной композиции А.Т. Матвеева «Октябрь» (1927), которые не показывались зрителю последние тридцать лет.

Жуков И.Н. Беспризорники. 1929.
Гипс тонированный. 53 х 65. Третьяковская галерея


Выставка «Ветер революции» показывает реалии жизни тех лет и передает не только тревогу перед неопределенностью, но и воодушевление, питаемое надеждами на счастливое будущее. Революционная эпоха предстает перед зрителем в романтически-приподнятом ключе.

Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 21-22.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 200 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее .
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный .

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Выставка произведений русских художников, созданных в эпоху революции 1917 года, "Некто 1917" открылась в Третьяковской галерее, специально для экспозиции из-за рубежа впервые в Россию привезли два полотна кисти Казимира Малевича.

"Третьяковская галерея, хранящая самое значительное собрание искусства XX века, не могла пройти мимо этой даты… Эта выставка про мироощущение художников в 1917 году, самых различных, представлявших самые различные точки зрения, как этические, так и политические, философские, эстетические. Это такая многоголосица, которая одновременно обрушивается на вас. Это в самой последней степени отражение тех политических событий, которые происходили на глазах этих художников", — сказала на открытии выставки глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, на выставке представлены работы из 36 музейных и частных собраний России и Европы. "Хотела бы обратить ваше внимание на то, что впервые в России показываются две принципиальных работы Малевича. На них стоит маркировка "1916", но, по мнению всех специалистов, это конец 1916 — начало 1917 года. Это работа Малевича из галереи Тейт и его же "Супрематизм" из музея Людвига в Кельне", — заявила глава Третьяковки. Посетители выставки смогут увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу и работу Марка Шагала из галереи Помпиду в Париже.

Как отметили в музее, выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Цель проекта — отойдя от устойчивых стереотипов, приблизиться к пониманию сложной картины важнейшего периода в жизни России. "Искусство перед неизвестной реальностью" — так кураторы условно обозначили тему, избрав новый подход к ее презентации. Они отказались как от привычного иконографического принципа — показа работ, изображающих революционные события, так и от ставшего традиционным сближения политической революции с искусством авангарда. Выставка готовилась на протяжении более чем трех лет.

Также в среду в музее открылась выставка "Ветер революции. Скульптура 1918 - начала 1930-х годов", на которой представлены портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи.

"Мы попытались показать в этой выставке совершенно разные стороны того, как творили и чувствовали в эту эпоху скульпторы. Это и вожди, среди которых есть уникальный портрет Ленина работы Альтмана, который зрители не видели уже многие десятилетия. Это гражданская война, герои заметные, безымянные, а есть вещи, которые экспонируются впервые", — подчеркнула заведующая отделом скульптуры музея Ирина Седова.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.